Спросите у ста человек: "Что такое искусство?". Скорее всего, художник ответит: живопись, графика, скульптура. Искусствовед, пожалуй, вспомнит архитектуру, икону, мозаику, фреску, витраж. Творец-самоучка сострит: это то, что я делаю. Обыватель скажет: всё, что красиво, например, рисунки моих детей!
И почти никто не вспомнит о декоративно-прикладных видах искусства - кузнечном деле, мебели, керамике, стекле, украшениях, костюме, головных уборах, книжном и плакатном дизайне и ещё о десятках отраслей художественного творчества. Зайдите в музеи, созданные в царских резиденциях, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, Большой Кремлёвский дворец или музей Останкино в Первопрестольной. Или в любой местный музей-усадьбу. В таких "дворянских гнёздах", помимо самого архитектурного сооружения, к искусству относится любой предмет - дверная ручка, берясь за которую человек входит в музей, наборный паркет из ценных пород дерева, по которому зритель скользит в стремлении утолить жажду прекрасного, светильники и люстры, освещающие путь к познанию нового, резные кресла и стьулья, обтянутые дорогими тканями, столы с уникальными рисунками столешниц в технике маркетри, зеркала, в которых отражается и преумножается убранство, даже рамы, в которые оформлены картины. А ведь зритель именно эти картины называет произведениями искусства и созерцает именно холсты, даже не замечая, что прошёл мимо замечательных памятников эпохи, бесценных экспонатов, не снабженных этикетками. И даже в музеях редко кто подходит к витринам с мелкими предметами - лаковыми шкатулками с миниатюрной росписью, эмалевыми медальонами, драгоценными ювелирными украшениями. И мало кто поднимает голову, чтобы восхититься расписными плафонами потолков или кессонами сводов. Но почему же люди не хотят заметить прекрасные предметы, окружающие их повседневно? Они мечтают увидеть Лувр, Национальную галерею в Лондоне, Алмазный фонд в Москве и зачастую не осознают, что роскошные кованные решетки моста, по которому они каждый день ходят, мозаики над входом в церковь на соседней улице, каменная резьба фасада ротонды в сквере не менее прекрасны, чем другие, внесённые в каталоги музеев станковые произведения.
Когда "настоящие художники" - живописцы, графики, скульпторы - берут в руки журнал "ДЕКО", лениво перелистывая его страницы, они авторитетно заявляют: ну, это не искусство, это так... баловство для домохозяек... Выходит, великие творцы - Миикелянжело, Рафаэль, Рене Лалик, братья Васнецовы, Карл Фаберже и тысячи других, создававших свои творенря для жизни: интерьеры и предметы убранства, царские троны, украшения, костюмы, тоже были скучающими домохозяйками, которые от нечего делать занимались "рукоделием", которое на самом деле называют декоративно-прикладным искусством? В Древней Греции - колыбели цивилизации, в культуре которой уже более двух тысяч лет создатели произведений черпают вдохновение не было разделения на художника и мастера. Эти двое всегда соединялись в одном человеке. Сейчас же профессионалы презрительно называют ремесленником того, кто делает добротно, но скучно. А обыватели величают творческой личностью каждого, кто делает немудрённые безделушки-побрякушки, причём только потому, что сами не умеют и этого. А истинный художник способен и придумать, и сделать на высоком ремесленном уровне так, что коллеги удивятся мастерству, касается ли это лоскутной мозаики, керамической вазы или живописного полотна.
Так что же такое искусство?
Главный редактор журнала "ДЕКО"журнал "DEKO" № 3 2009 год
Статья опубликована с любезного разрешения автора.