Мы стараемся следить за своим образом жизни, режимом дня. Сначала нас приучают заправлять постель, чистить зубы, есть с хлебом, потом мы учим тому же своих детей. Но мало кто объясняет, как следить за образом мыслей, как совершенствовать его, как оградить себя от того, что засоряет духовную сторону жизни. Школьные походы в театры и музеи, выездные экскурсии с родителями помогают воспитывать чувство прекрасного, однако телевидение, реклама, коммерческо-китчевые выставки с поразительной настойчивостью заставляют привыкать к тому, что патология - это норма. Сначала по чуть-чуть, по капле нам предлагали якобы "современное" искусство, "западную" якобы свободу самовыражения, "европейскую" культуру якобы творчества. Капля камень точит, и то, что раньше буквально резало глаз, теперь кажется нормальным. Кажется, но не является. Когда в Санкт-Петербурге стали размещать огромные рекламные щиты на исторических зданиях вдоль Невского проспекта, многих возмущал этот вандализм, но к нему привыкли и баннеры на Эрмитаже стали логичным продолжением тенденции. А теперь в центре Москвы ради строительства подземной парковки снесли Большой театр, прикрываясь генеральной реконструкцией. Уничтожение культуры сейчас подаётся как сама культура, антиэстетичные перфомансы, инсталляции, акции и прочие аномальные выходки так называемых актуальных художников почти вытеснили выставки живописцев, графиков, скульпторов, авторов прикладных искусств на периферию художественной жизни в прямом и переносном смысле. Во-первых, у авторов нет денег на центральные залы, в которых поселились успешные, предприимчивые и продвинутые, а во-вторых, выставки по-настоящему хорошего искусства замалчивают средства массовой информации. И в культурной хронике телеканалов, и в газетных, и в журнальных публикациях освещают творческое хулиганство выскочек-непрофессионалов, вандальные представления "акционистов" и прочие мероприятия. Событие, происшествие, скандал вытеснили само поизведение искусства. Это стало настолько обыденным, что мы сначала перестали возмущаться, потом привыкли, теперь даже ходим смотреть.
Существует древняя притча. Странник пришел в незнакомое селение и увидел у одного владельца белых овец, у другого черных, а у третьего - полосатых. Путник спросил последнего хозяина овец, как он добился этого. Ответ был прост: дно корыта для воды было покрашено в черно-белую полоску. Овцы видели себя полосатыми, когда пили воду, и постепенно стали именно такими. Мнимое отражение сделало видимость реальностью.
Если вы не хотите, чтобы окружающее аморальное антиискусство стало для Вас реальностью вашей духовной жизни, не стоит смотреть на кривое зеркало так называемого творчества. Роберт Шуман сказал: "Старайся слушать как можно меньше плохой музыки! Нет ничего легче, чем привыкнуть к плохому".
журнал "DEKO" № 5 2009 год
Статья опубликована с любезного разрешения автора.