Сегодня - День рождения Чебурашки.
И, можно сказать, ЮБИЛЕЙ - первая книжка «Крокодил Гена» знаменитой серии Эдуарда Успенского вышла в 1966 году.
Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебура́хнуть» образовано от слов чубуро́к, чапуро́к, чебура́х — «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения.
Другое родственное слово это «чебырка» — плётка, на конце которой шарик на волосе.
Происхождение слова «чебурашка», в смысле игрушки-неваляшки, описанное у Даля, связанно с тем, что многие рыбаки изготавливали такие игрушки из деревянных шаров, которые являлись поплавками для рыболовных сетей, и также назывались чебурашкой.
«КОНОВОДКА» - изобретению 200 ЛЕТ!
1816 год. Весть о том, что на Волге появилась машина, которая избавляет бурлаков от непосильного труда, быстро облетела Поволжье. Это судно называли коноводкой. А изобрел ее кадницкий (нижегородский!) крепостной Михаил Сутырин.
Суда, заменявшие труд бурлаков, в России появлялись и раньше, но распространения не нашли, видимо, из-за неудобства в применении, громоздкости и высокой стоимости.
Коноводка, изобретенная Сутыриным, была оригинальной, практичной, простой в управлении. Патриот Волги смог не только разработать свою конструкцию судна, но и построить его. В условиях крепостничества это было тяжелым делом. Он смог добиться и того, что его изобретение было вскоре пущено в дело. Появление на Волге нового судна стало выдающимся для того времени событием.
Что же собой представляло конно-машинное судно, и каков был принцип его работы?
Это была деревянная баржа, сделанная из добротного леса. Днище и обшивка укреплены железными костылями. На середине судна располагался несложный механизм: по кругу диаметром в 12 метров устанавливались шесть столбов, они на три метра возвышались над палубой, а наверху скреплялись перекладинами, на которые настилали пол. В центре круга, выше перекладины и пола вертикально устанавливали вал, на него надевали деревянный шкив (ворот) диаметром до трех метров. К шкиву-вороту одним концом привязывали толстый канат, другой конец которого крепился к якорю. На метровой высоте от пола в вал врезалось 6-12 деревянных рычагов для впрягания лошадей.
При судне было 3-4 лодки-«завозни». На них завозили вперед баржи якорь с канатом и бросали на дно реки. Судно подтягивали к якорю канатом, который наматывался на ворот вертикального вала, вращаемого лошадьми. Таким образом судно двигалось против течения.
Конно-машинное судно прекрасно показало себя в работе. Изобретение нашего земляка значительно облегчило каторжный труд бурлаков.
Но Сутырин так и остался крепостным. Впоследствии коноводки, изобретенные нашим земляком, ходили не только по Волге, но и по Каме, Соже, Днепру, Неве и другим рекам. Изобретение М. Сутырина было прогрессивным для XIX века и сыграло большую роль в развитии отечественного судостроения и судоходства.
Благодарные кстовчане установили на высоком волжском берегу в Кадницах памятную стелу, на светло-сером граните которой начертаны слова: «Патриоту земли русской, уроженцу с. Кадницы, механику-самоучке, создателю конно-машинного судна (1816 год) Сутырину Михаилу Андреевичу от благодарных потомков в год 300-летия Российского флота».
А рядом на камне высечены слова Цицерона: «Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна». Отныне эти слова будут напоминать нам и тем, кто придет после нас, о замечательном человеке, талант которого послужил на благо народа и России.
______________________
«Бурлаки на Волге» — картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870—1873 годах.
информация:
wikipedia.org/wiki/Чебурашка
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/25657