Персональная юбилейная выставка мастера городецкой росписи Александры Васильевны Соколовой.

27 ноября 2012 года в г. Городце чествовали заслуженную художницу России, лауреата премии им. Репина, мастера городецкой росписи Александру Васильевну Соколову. Гости, коллеги и друзья собрались в "Доме графини Паниной", где с сентября месяца проходила персональная выставка Мастера, приуроченная к отмечаемому 26 ноября юбилею.
v AVSokolova 2012 _1.jpg

На выставке представлены как известные работы прошлых лет, в том числе опубликованные в книгах и альбомах, посвященных городецкой росписи, каталогах выставок, так и изделия, выполненные мастером недавно.

v AVSokolova 2012 _ zal1.jpg

v AVSokolova 2012 _ vitrina_.jpg

v AVSokolova 2012 _ zal2.jpg

v AVSokolova 2012 _ zal3.jpg

Открывая церемонию, ее ведущий Максим Еранцев поблагодарил мастеров, третий год проводящих свои выставки в музее "доме графини Паниной":

v AVSokolova 2012 _2.jpg

Третий год подряд на стенах нашего музея расцветают цветы городецкой росписи. Городецкая роспись – это то чудо, которое дарит человеку солнце, праздник – просто сказка наяву, которая расцветает на наших глазах. И мы каждый раз благодарны нашим мастерам, которые преподносят нам такие подарки.
Не нужно представлять присутствующим Александру Васильевну Соколову. Но у нас сегодня день особенный – день красивого юбилея, с чем сегодня мы все ее поздравляем.

С первым приветственным словом от лица администрации Городецкого района выступила заместитель начальника управления культуры и туризма администрации Городецкого района Мария Павловна Соболева.

v AVSokolova 2012 _3.jpg

М.П.Соболева поздравила Александру Васильевну с прошедшим юбилеем и выразила огромную благодарность и признательность за сохранение и приумножение народных художественных промыслов Городецкого района.
Пожелала благополучия, творческих успехов здоровья, радости и счастья.
От лица администрации было вручено «Благодарственное письмо», от лица управления культуры и туризма «Благодарность» за большой вклад в сохранение и приумножение народных художественных промыслов Городецкого района.

От всех «музейщиков» художницу поздравил директор музейного комплекса Александр Федорович Баусов:

v AVSokolova 2012 _4.jpg

"Александра Васильевна, Вы принадлежите к той команде, не побоюсь этого слова, великих наших мастеров, которые стояли у истоков сохранения и развития нашей городецкой росписи. Мы все, наш коллектив благодарен Вам, что Вы отозвались на наше предложение выставиться в наших залах. Спасибо Вам большое, низкий Вам поклон, с днем рождения. Доброго здоровья, творческих успехов. И, надеемся, что Вы долго будете радовать нас своими замечательными работами".

Представляя слово следующему выступающему, ведущий отметил:
Третий год подряд у нас проходят выставки ведущих мастеров. Городчане и нижегородцы, наверное, знают о городецкой росписи всё. Но когда видишь это собрание красоты в таком количестве и такого уровня, то понимаешь, что ничего не знаешь. Ты вновь этим любуешься, и вновь удивляешься, восхищаешься и понимаешь, что городецкая роспись – это настоящее искусство, не просто декоративно-прикладное, а искусство большое, настоящее. И поэтому мы всегда благодарны этим людям.
Слово одному из лучших знатоков, истинному ценителю, почитателю городецкого искусства. Говорим «городецкая роспись» - подразумеваем Чуянов, говорим Чуянов – подразумеваем - «городецкая роспись».

Слово предоставляется члену Союза писателей, члену Союза художников, почетному гражданину Городецкого района Сергею Петровичу Чуянову.

v AVSokolova 2012 _5.jpg

Сегодня у нас и приятная миссия и чудесное явление - Александра Васильевна пригласила нас в путешествие. Вот в этом одном зале мы путешествуем вместе с ней по ее жизни, по ее судьбе, по ее искусству, по части истории городецкой росписи, которой более полутора веков, но которая четверть этого периода начинается с этих стен, когда молодая Шурочка Соколова начала работу над городецкой росписью. Поэтому особо интересно посмотреть на те вещи, которые были написаны 30 и более тому лет назад. И перейти к другой стене, которая является, я бы сказал, ее «болдинской осенью». За период с 2010 по 2012 год ею столько сделано, что этого хватило бы на много других каких-то лет. Это всплеск, это ощущение жадности до работы, ощущение наверстывания, может быть, чего-то упущенного – это присутствует в этих работах, которые расположены на противоположной стене.

И второе, что хочется сказать – она пригласила нас не только в путешествие по своей жизни, по своей судьбе, она пригласила в замечательный русский дом, где есть и солонки, и игрушки-качалки, где есть настенные панно. И вот мы подходим к этим витринам, любуемся и смотрим на эти вещи, которые созданы рукой талантливого художника. А почему еще рукотворные вещи вот так действуют на людей? Потому что в них вложена душа человека, в них вложено сердце – это сразу чувствуется, эта аура, которая есть вокруг каждой вещи, к которой прикасалась рука художника. Когда он водил этой рукой, то в нем говорили и били токи сердца, позывы души и многое-многое другое.
В когорте мастеров городецкой росписи Александра Васильевна Соколова занимает свое очень почетное и очень важное место. Ведь она очень много работала с Аристархом Коноваловым и поэтому не случайно Людмила Яковлевна Супрун избрала ее как соавтора- автора книжки, которая бы оставила будущим поколениям мастеров или молодым людям и девушкам, которые захотели бы учиться городецкой росписи вот эти основные традиции народного искусства. И в Палехе, и в Мстёре и в Городце и в Хохломе уважаемые мастера, у которых гигантский опыт, оставляют вот эти вещи.
Не знаю как вам, я всегда с безумным интересом на всё это смотрю – как рождается лепесток, розы, купавки, как орнамент создается – это как увлекательный роман. Конечно, очень индивидуальное восприятие, но это все очень важно для российской культуры, для российского искусства.
Вот это отношение к городецкой росписи позволило Александре Васильевне обратиться ко многим непростым сюжетным коллизиям. Не просто чаепития, не просто выезд пары – и вот уже появляются и пароходы, появляется архитектура. И вот очень интересно – обращение к сказкам Пушкина у Александры Васильевны...

Это отдельный разговор – «Сказки Пушкина» у мастеров городецкой росписи. У мастеров Палеха, Мстеры. Потому что мы в детстве, мое поколение, узнавали по этим иллюстрациям сказки Пушкина. Мы воспринимали сказочный мир и образную систему пушкинских сказок именно по работам народных мастеров.
Две вещи. Первое - сказки Пушкина точнее всего ни графики не смогли отобразить, ни живописцы – никто, кроме народных мастеров. Потому что этот загадочный фантастический мир пушкинских сказок как бы создан для интерпретации в этом искусстве. И второе. Только что закончился пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень». Я ко всем солистам Большого театра, Мариинского театра обращался с вопросом: «Почему на оперной и балетной сцене так счастлива судьба пушкинских произведений? «Мазепа», «Борис Годунов», «Русалка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» идут по всему миру, а на драматической сцене - где-то поставят…»
И вот это – две параллели: как точно гений Пушкина совпал в одном случае именно с музыкальным театром, а в другом случае - в жанре сказок – именно с народным искусством.

Каждая встреча с талантливым человеком, каким является Александра Васильевна – это всегда радость. Поблагодарим за ее творчество, за ее искусство.

А сейчас я хочу передать слово моим друзьям, с которыми я имел честь сюда появиться, на этот замечательный вернисаж, наш известный искусствовед, уважаемый человек Лариса Ивановна Помыткина.

v AVSokolova 2012 _6.jpg

Пять лет тому назад состоялась роскошная огромная очень качественная выставка «Большая Волга» в Москве. Она потом переехала в Минск, и какая-то небольшая часть возвратилась в Нижний. Я не помню, чтобы на наши всероссийские выставки приходили и министр культуры и представитель Президента и Президент Академии. Это было огромное количество людей властью облеченных, в том числе и наш губернатор. И эта грандиознейшая выставка была достойна в любом городе мира быть представленной. Что интересно, когда возникла речь об обложке, то Г. Рапота, представитель Президента, тонко разбирающийся в искусстве, сразу предложил, что это должен быть наш нижегородский художник. Случайно или нет, но мы стоим около той работы, которая легла на обложку этого каталога. sokolova panno volga v M_.jpgВот этот пароход, который известен всей нашей стране. Как точно легла эта ее композиция на смысл всей выставки, как придала ей какой-то глубинный характер, корневой характер этой народной культуры и одновременно звонкость нарядность современного искусства, которое … обладает удивительным запасом той доброй энергии, которая, по-моему, нас всех и держит.
Я не знаю, как она пишет картины, но, наверное, также – с этой неизменной улыбкой, с этим внутренним ощущением того, что не просто идет производственный процесс. И творческий запас еще не истощен и, я думаю, что очень долго будет как-то нас всех вдохновлять.

Когда проходила в Нижнем Новгороде всероссийская выставка «Единение», то никаких сомнений не было, куда мы повезем нашу российскую художественную элиту - в Городец.
От всех художников России! - вручила Лариса Ивановна Помытина цветы Александре Васильевне Соколовой.

v AVSokolova 2012 _7.jpg

Николай Александрович Гущин вручил Диплом СХ России «За успехи в творчестве и содействие в развитии изобразительного искусства России» за подписью Председателя СХ России Ковальчука.

Диплом Нижегородского отделения СХ России:
«Уважаемая Александра Васильевна! Поздравляем Вас, заслуженного художника Российской Федерации с замечательным юбилеем – 65-летием со дня рождения! Вы – талантливый художник, своим искусством внесли значительный вклад в развитие нижегородской культуры, обогащая традиции знаменитой городецкой росписи. Ваши произведения экспонировались на самых престижных выставках России и мира, но нам, вашим землякам, особенно дорого Ваше участие в выставках СХ.
В этот замечательный для Вас день, хочется пожелать Вам счастья, творческих успехов, процветания, неиссякаемой энергии. Пусть Вашими спутниками будут добро, здоровье, радость!
Заслуженный художник России В.Н. Величко»

Художникам народных промыслов всегда очень сложно сделать персональную выставку. Как правило, все художники являются производственными художниками. И, в итоге, когда вещь сделана, авторская, красивая, то она либо образец-эталон, либо уходит безвозвратно. Поэтому я всегда ценю городецких мастеров именно в этом плане – недавно была выставка трех художников, сейчас Александра Васильевна представляет юбилейную выставку- ретроспективу. Была выставка в Городце и в Нижнем Новгороде Н.С. Приваловской. Это всегда радует, что художники, придя с работы, находят время, желание, настроение. И это не просто доска, шкатулка, прялка – это в итоге уже произведение искусства.
У Вас, Александра Васильевна, целый букет чудесных художниц городецкой росписи. Всем здоровья, успехов, добра, счастья удачи, творчества.

Ведущий :Более полувека городецкая роспись живет в женских руках. Городецкое искусство будет жить вечно - это руки нежные, но надежные. А когда-то заложили это искусство бородатые мужики.
Слово зам. директора ЗАО фабрика «Городецкая роспись» Вячеславу Михайловичу Грушину, начальнику иконописной мастерской Николаю Николаевичу Карасеву, главному художнику Наталье Семеновне Приваловской

v AVSokolova 2012 _8.jpg

Уважаемая Александра Васильевна, уважаемые гости! Нам не просто приятно слышать эти слова. Закончив Семеновское училище, она 46 лет отдала одному предприятию, начиная с учеников и заканчивая главным художником. Наверное, это не просто счастье, наверное, по всей России такое дается единицам людей, которые способны воплотить в своем творчестве свою биографию. Это огромное счастье. Александрв Васильевна вместе со своими коллегами пытается сохранить истоки, заложенные Аристархом Коноваловым. Мы надеемся, что еще долгие годы своим трудолюбием, своим творчеством радовать всех нас.
Руководство фабрики ЗАО «Городецкая роспись», выражает надежду, что Александре Васильевне Соколовой администрацией г. Городец, Городецкого района будет присвоено звание Почетного гражданина Городца.

Наталья Семеновна Приваловская:
Даже представить не могла девочка из деревни, где даже учителя рисования не было, что она станет через несколько лет заслуженным художником России, главным художником замечательного нашего промысла. Мастер необыкновенный, талантливый. Композиции самые разные, но самый любимый сюжет – чаепития. От всего коллектива поздравляем и желаем вдохновения.

Ирина Дружаева.
v AVSokolova 2012 _11.jpg

В нашей жизни не всегда хватает праздника. И я очень рада, что приезжают люди и видят этот праздник и получают его в своей душе.
Александра Васильевна яркими красками вписывает свое имя в летопись истории Городца. Потому что вокруг нас – уже история: этого года работы, прошлого, тридцатилетней давности… Это уже часть общегородецкой души. Вы – золотой фонд человеческий нашего города. Я Вам желаю здоровья, счастья, успехов и исполнения желаний, я знаю, что они есть!

v AVSokolova 2012 _12.jpg

От музея "Дом графини Паниной"

Каждому художнику, предоставившего свои работы в нашем музее, мы всегда дарим чайный прибор, тем более, что любимый сюжет – чаепития. За чаем – лучшее общение. Приходите к нам чайку попить!

Вспомнили и о том, что Александра Васильевна Соколова была любимой ученицей А.Коновалова.
И выразили надежду, что в Городце будет "Аллея звезд" и яркой звездой там будет «Звезда Александры Соколовой».

От А.Я. Колова передала поздравления его жена, Валентина.

v AVSokolova 2012 _13.jpg

Поздравление коллег - художниц

v AVSokolova 2012 _10.jpg

Цветов в этот день было много:

v AVSokolova 2012 _14_0.jpg

Александра Васильевна поблагодарила всех, пришедших поздравить ее с юбилеем:
v AVSokolova 2012 _15.jpg Я очень рада, что вы все ко мне пришли. Благодарна всем за ту радость, которую вы мне подарили. У меня нет слов, выразить те чувства, которыми переполнена.
Родилась я в деревне Горево. С Надеждой Алексеевной Столесниковой мы учились вместе, начиная со школы. В селе Хохлома средняя школа была, и мы туда ходили пешком по 14 км и учились. Я жила в интернате – если каждый день ходить – не будешь учиться. 4 года, 5-8 класс учились. А дальше увидели в газете «Городецкие новости» объявление, что набираются в профтехшколу г.Семенова ученики по хохломской росписи. Мы вчетвером поехали, сдали экзамены и выучились. И нас направили возрождать городецкую роспись. Мастеров было мало, человек 5. Практику мы прошли в деревне Курцево. 3 месяца. Потом соединились две фабрики – мебельная и фабрика «Городецкая роспись» в деревне Курцево, мы переехали в Городец. Жили в общежитии. В последующие годы кто замуж вышел, кто уехал, практически на фабрике я одна из тех семерых. Продолжаю работать. Потому что эта любовь, которая зародилась у меня в начале этого творчества и ни разу я неизменяла ей. Потому что, если изменишь, то будет все не то. Я желаю будущим художникам, которые сейчас работают, чтобы они продолжали совершенствовать городецкую роспись.

Фото на добрую память:

v AVSokolova 2012 _16 vse.jpg


Из интервью Ларисы Ивановны Помыткиной.
- Мы сегодня присутствуем на персональной выставке Александры Васильевны Соколовой – мастер известный, отмеченный многими наградами, ее творчество - заметное явление в городецкой росписи.
Чтобы Вы отметили, что характерно для почерка именно Соколовой?

Л. И. Помыткина: У Александры Васильевны кроме добротности исполнения, кроме того, что у нее навык почти полувековой городецкой росписи, кроме того, что превосходная школа именно городецкой росписи и она владеет всеми изобразительными моментами, всеми композициями, всеми возможностями выразительными городецкой росписи, есть еще одно. Мне кажется, это именно её – это какая-то невероятная широта художественного мышления, которая не только включает в себя воображение – характерно для всех мастериц. На уровне художественного осмысления явлений и искусства и жизни. А у нее еще некое умение переложить то ли исторический, то ли литературный сюжет, то ли какое-то событие жизни, то ли какое-то воспоминание о прошлом в ту самую художественную систему, которая называется городецкая роспись. Это в первую очередь та необыкновенная внутренняя легкость использования всех возможностей городецкой росписи. Когда, ни в коей мере не умаляя работы других художников, которые держат эту роспись на уровне не российского – мирового уровня, Александра Васильевна, может быть самое главное, - не боится рисковать. У нее внутренняя раскованность. У нее нет шорной зажатости. У нее нет, что она должна, а не может. Она может все и пробует все! И результаты ее потрясающие. Как всякие невероятно раскованные художники, которые берутся воплотить порой необычные замыслы. Бывает несовершенно, но она все равно доводит их до конца – во второй, третьей работе.
Я не могу сказать, что все работы безукоризненны, даже на этой выставке. Есть такие, которые вызывают некую долю – пока еще – скепсиса...
Но я, как человек искусства, знаю, что то, что сегодня является, может быть не всегда привычным, приемлемым, возможным - потом оказывается благотворным и становится уже нормой художественного мира. Поэтому я говорю об этом очень осторожно. Что-то приемлет следующее поколение, следующее время, что-то отринет. Поскольку это делает очень большой мастер, с ним, в его исполнении, все равно согласишься. Всё равно он имеет право на свой художественный поиск. А у Александры Васильевны это – кредо ее творческого почерка.
Не может ничего стоять на месте. Промысел тоже. Если он замкнется на привычных способах своего художественного существования, это, со временем, переродится в шаблон, выродится и перестанет быть тем самым, что называем мы искусством.

- Что она привнесла в промысел, с Вашей точки зрения?
Это вопрос сложный. В таком разговоре не скажешь. Новое, это, в первую очередь, то, что она является новатором в искусстве, которая все свое искусство все равно держит на городецкой росписи. Потому что мы знаем новации, которые очень опасны. А у нее та самая выраженная выверенная нормативность промысла, которая позволяет говорить – это живое искусство. Искусство, которое может воплощать любые темы, в своих приемах, в своих художественных средствах и делать это именно как искусство.

Ее творческое кредо – быть живым в своем искусстве. Мы, зрители, не знаем как (это достигается), но мы всегда знаем – вот здесь бьется пульс живого искусства или здесь есть некое торможение, которое мы тоже ощущаем. Промысел – очень опасное искусство. С одной стороны – нельзя потерять традицию. А с другой – нельзя только повторять то, что было у предшественников. Мастера - те, которые умеют художественно, полноценно вот эту вечную силу искусства, не теряя прошлого, обновлять.