Сергей Старостин (г.р. 1956)– выдающийся современный музыкант, вокалист, владеющий почти всеми известными народными инструментами.
Многие годы собирает и изучает русские народные песни, из фольклорных экспедиций вывез и сохранил несколько тысяч песен. Большую часть инструментов, на которых играет, сделал сам.
От первого лица: Сергей Старостин о...
...о народной музыке
...о современной культуре ...о себе
Как певец и инструменталист Сергей Старостин работал с известной норвежской вокалисткой Мэри Бойн (Mary Boine) и выдающимся армянским музыкантом Дживаном Гаспаряном (дудук). Мировую известность музыканту принесла работа в составе ансамбля Инны Желанной, участвовал также в проектах «Moscow Art Trio» (Сергей Старостин, Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер), «Хуун-Хуур-Ту», «Волковтрио» и другие).
События
С 1987 года Старостин начинает работать на радио, выступая в качестве автора и ведущего программы, посвященной русской традиционной культуре.
В 1991 году — режиссер программы «Мировая деревня» на ГТРФК «Россия».
Сергей Старостин в 2002 году - номининант премии World Music-2003 британской радиокомпании BBC.
С 2006 по 2010 год на ГФТРК «Культура» вёл авторскую программу «Странствия музыканта», в которой знакомил зрителей с культурой и музыкальными традициями регионов России.
В сентябре 2009 года в рамках проекта «Странствия Музыканта» были организованы съёмки программы о Нижегородском крае, которая состояла из 2-х частей и вышла в эфир в декабре.
В 2010 году Сергей Старостин стал участником проекта, который впоследствии вылился в документальный фильм-притчу «Сделай себе ботник».
В работе над фильмом приняли участие главный редактор ТК «ННТВ» Юрий Немцов, Директор департамента по работе с общественными организациями и СМИ НКО «Ассоциация Электронных Торговых Площадок» Роман Гоголев, а поддержку проекту оказало УФНС РФ по Нижегородской области в лице Николая Полякова.
В 2011, 2014 годах Сергей Старостин стал художественным руководителем музыкального фольклорного фестиваля «Зов Ополчения», который прошел в селе Пурех Чкаловского района Нижегородской области (2011) и в Городце Нижегородской области (2014).
С 2013 года Сергей Старостин - ведущий научный сотрудник Государственного центра русского фольклора Министерства культуры РФ
От первого лица – Сергей Старостин о …
«Под народной песней положено было понимать Людмилу Зыкину, балалаечников да хор имени Пятницкого с валютным ансамблем "Березка". Знающие люди уже тогда понимали, что это подлог. У нас вообще про народную песню вспоминали только по сугубо идеологическому поводу - когда надо было ее противопоставить "тлетворному влиянию западной массовой культуры". Грубо говоря, балалайками да сарафанами побороть саксофоны и электрогитары. Надо ли говорить, насколько истинная народная культура была выше всей этой суеты». "Джаз.Ру"(jazz.ru/mag/333/interview.htm)
«Наш народ на уровне сохранения своей традиции очень ортодоксален. Когда ты приезжаешь в село — тебе поют, дарят песню. Ты ее записываешь, исполняешь, привозишь обратно в село как некий креативный продукт, и люди это понимают, не называя, конечно, этим словом. Вообще к чужому творчеству в народе относятся хорошо, при этом жестко фильтруя безобразное — людям не нравится многое из того, что происходит в поп-музыке. А ортодоксальность проявляется в том, что, когда ты начинаешь внедряться, хочешь стать своим, вот здесь возникают проблемы. В любом случае привезенное тобой оценивается с долей снисходительности. Тебе этого могут не сказать — но на свадьбу с твоей песней точно не пойдут». "Новая Газета" (2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/10n/n10n-s27.shtml)
«Из того, что мне приходилось записывать в экспедициях, а объем этот достаточно велик (около 2500-3000 песен), 90% песен грустные. Нельзя все спихивать на тяжелый быт, с одной стороны, или на фонетику, распевность русского языка - с другой. Я думаю, что народная песня существует для того, чтобы пропетые в песне события, грустная история не случились со мной и моим окружением в реальной жизни - покинутость, неразделенность чувств, вдовство, сиротство, смерть». "Континент Сибирь"
«У меня такое ощущение, что имеет место настоящее лоббирование поп-музыки в общественных местах. Это точно вопрос государственной политики. И без того, имея огромное пространство во всех медийных средствах, захвачено еще и физическое пространство — в наших машинах, магазинах, площадях и кафе». "Новая Газета" (там же)
«Мы неслыханно богаты и в то же время довольствуемся в своей повседневной жизни какими-то жалкими и убогими отбросами, выдаваемыми за модную современность. Поймите меня правильно, я вовсе не за то, чтобы фольклор вытеснил из радио и телеэфира примитивную попсу - это вряд ли возможно, да и не нужно… Я только за то, чтобы всему было отведено свое время и место - и джазу, и року, и академической музыке, и фольклору, чтобы слушатели, и прежде всего молодые, просто знали о существовании другой музыки, непохожей на то, что они привыкли слушать. А далее - сознательно выбирали, что им больше по душе». "Джаз.Ру" (там же)
Мы бесконечные должники перед русской корневой культурой, перед сохранившими ее людьми. А многих уже нет. "Новая Газета" (там же)
осознанный импульс возник в фольклорной экспедиции в 1976 году, когда я поехал в Рязанскую область таскать магнитофоны. У меня никаких планов на лето не было, а в экспедиционной группе одни девочки — как не помочь? И там меня после первых визитов в дома сразу же «зацепило». А потом, когда мы шли деревнями между речками, заливными лугами, во мне что-то происходило такое хорошее, такое правильное. "Новая Газета" (там же)
Уже будучи профессиональным музыкантом, приехал к пастуху учиться играть на рожке. Взял в руки, издал какие-то звуки, но дальше дело не пошло. Меня это чрезвычайно задело. Чего там, казалось бы, - примитивная дудка, 5 дырок и пищик... Мне понадобилось почти пять лет (я приезжал к пастуху по 2-3 раза в год), прежде чем я отважился играть с ним дуэтом. "Континент Сибирь"
За 25 лет я нашел свой голос, и мне не надо подражать кому-либо. И поскольку, сотню, две или три сотни песен, которые в голове, и интонации, - они существуют, и в определенный момент что-то может всплыть, в определенный момент, безусловно, каким-то образом вдруг оказывается на поверхности, оказывается в фактуре, в музыкальной ткани. "Арт-журналистика"
«Я для себя давно выяснил, что вряд ли стану деревенским, разве что под конец жизни поеду помирать в деревню. Поэтому рисоваться под пастушка или под мужичка не вижу никакого смысла - все равно ведь не поверят. По своей творческой натуре я очень положительно отношусь к любому виду творчества, к экспериментам. Просто делаю, что считаю нужным…» "Континент Сибирь"
Сегодня мне хочется передавать те сокровенные знания, которые я частично постиг. Я отдаю себе отчет в том, что человек, живущий городской суетой, с этими знаниями мимоходом не столкнется. В этом смысле я медиум, наверное. "Новая Газета" (там же)
материал предоставлен Романом Гоголевым