СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ "РАДУГИ"
Интервью с генеральным директором Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Николаем Гордеевичем Смирновым состоялось 20 июня 2012 года.
****************
Николай Гордеевич, за тот короткий промежуток времени, который прошел после предыдущего интервью, произошло много значимых событий - перечислю в календарной последовательности:
- подведение итогов очередного областного конкурса "СМИ о народных промыслах";
- митинг 1 мая в поддержку народных промыслов;
- третий ( пятидневный) семинар для руководителей и специалистов предприятий НХП;
- завершение конкурса "НХП. Взгляд из Японии";
- получение Фондом гранта на новые выставки НХП.
Прокомментируйте, пожалуйста, эти события.
- Анализируя работу Фонда, я вижу как он набирает значимость в России. И не только в художественных промыслах, но и в культуре, в образовании. Сейчас мы готовим договор с университетом, подписан догоор со строительным институтом.
Главным итогом всей предыдущей работы явилось то, что мы вышли на непредсказуемый ранее рубеж - защиту художественных промыслов всей России, которые исчезают в России.
Метро, цирки, дороги ФОКи - есть везде. А то, что у нас более половины промыслов России, дает основание полагать, что нижегородский губернатор, не зависимо от фамилии - губернатор губернаторов.
В 26 декабря 2011 года В.В. Путин сказал о том, что народные промыслы не передавать на муниципальный и региональный уровни, они должны остаться на федеральном.
Я предложил Шанцеву подготовить Всероссийское совещание и добиться участия в нем Президента.
Мы провели 1 мая митинг, на котором проголосовало 6 тысяч человек, в том числе и губернатор Нижегородской области. В резолюции митинга - обращение к Президенту о проведении Всероссийского совещания по проблемам НХП.
Этим вопросом я занимаюсь в первую очередь. Президент должен приехать на празднование 4 ноября - ведь ополчение из Нижнего Новгорода. Главная задача, чтобы во время его визита провести это совещание. При чем никаких сложностей не надо - это будет видеоконференция. Не надо губернаторов собирать - они у себя должны заниматься юбилеем. А на 30-40 минут запланировать эту конференцию. Для этого у нас все есть - и в доме Рукавишникова, на Ярмарке, в Губернаторском доме. Вызывается с каждого федерального округа какая-то губерния или республика и они они докладывают. И нам есть что рассказать.
Дело ведь не только в Совещании, а чтобы были приняты меры. А меры могут быть разные. Например, Программа, как раньше была. В 1998-2001 году действовала программа, которая работала в Нижегородской области и в России. За 1.5 года, что я был директором департамента, мы подняли производство в 15 раз! В 1998 году было 3 предприятия, а через 1.5 года стало 43. И через эти 1.5 года мы дали налогов столько, что закрыли эти средства, которые были выделены за это время.
Надо решить вопрос - или нам просто перейти на упрощенную систему налогообложения всех предприятий (НХП) не только малых. так как самые крупные, которые "создают лицо", не подходят под эту категорию. Или перевести предприятия НХП на уплату налогов как это сделано для сельхозпреприятий - заявляй и плати, и всё.
Мы пока не можем довести - какой экономический эффект это даёт государству.
Остальные вопросы - они тоже все очень важные.
На второе место я бы поставил работу со СМИ. Это заслуга Фонда, что телевидение (нижегородское) показывает почти каждый день сюжет о промыслах. Газеты, к сожалению, роль свою теряют.
Конкурс СМИ проводится 15 лет. И у нас на каждом телеканале и в каждой газете есть свои корреспонденты, уже специалисты, мы добились этого. На мероприятиях, которые мы проводим, 2-3 телекомпании, газеты - обязательно.
Но я всегда подчеркиваю, что есть недостаток в работе СМИ - они дают только хорошие материалы - нет анализа. Например, съездили на хохлому - сделали анализ: почему 8 лет назад было 1860 человек, а сегодня 1060? где 800? Почему 8 лет назад фабрика работала все 5 рабочих дней, а сегодня - 4 и часто бывают выходные кроме этого. Кроме этого - нет реализации... Вот это бы и показать! И это ведущий промысел. А про городецкую роспись я уже не говорю.
Ликвидированы промыслы во многих районах. В Борском районе было такое строчевышивальное предприятие! В Сосновском, в Арзамасе, Лысково, Первомайске, в Володарском районе... В Нижнем Новгороде были предприятия промыслов, сегодня осталось одно.
На третьем месте - работа с молодежью. Мы создаем лекторий для молодежи при Музее им. Добролюбова. При Дворце им. Чкалова работает выставка для детей и юношества. Готовим к изданию книгу дя детей.
Главная проблема - почти не приходит ( в промыслы) молодое поколение. Хотя у нас два учебных заведения - в Павлово и в Семенове.. Но выпускники идут работать туда, где могут устроиться - в торговлю, в бизнес. А в промыслы не идут - зарплаты маленькие. А зарплаты не будет, пока нет прибыли. А прибыль будет тогда, когда продукция будет реализовываться. Она дорогая - ручной труд на хохломе - почти 100%, где металл - 70%, строчевышивальные - 70-80%. А мы налоги платим почти также как металлургическая промышленность. Нужна помощь государства
Продолжается издательская деятельность: в этом году мы должны издать "Энциклопедию художественных промыслов". Будет издана новая книга по промыслам - подарочный вариант.
Я встречался с Олегом Аделександроичем Кондрашовым, мы нашли полное взаимопонимание. Он обещал выделить помещения под наши проекты: Музей нижегородской игрушки, "3 нижегородских дива", создание Международного центра на базе этого здания. В проекте "Рождественской слободы" необходимо наше участие - не хаотично - кто где задумал, а надо выработать систему, провести туристические маршруты - в эту тему тоже надо входить.
***
- Какие конкурсы запланированы Фондом на этот год?
В этом, 2012 году будем проводить 3 конкурса, объявляем их с 1 августа:
- "Нижегородские кудесники"(август-ноябрь), для всех районов, подведение итогов к Новому году.
- Конкурс, посвященный 400-летию Мининского ополчения
- "Художественные промыслы в год Истории России"
В этих конкурсах могут участвовать и предприятия и отдельные мастера, и дети и студенты.
***
- Ваше ощущение от "японского конкурса"? Это был очень необычный проект. Что это дало предприятиям?
- Мы ожидаем два результата. Первый уже на 90% достигнут - мы пробудили сознание руководителей, главных художников основных предприятий, что на мровой рынок поставлять ту же продукцию, не изменяя - нельзя. И как надо ее изменять. Мы сделали революцию во взглядах.
Второе, на это потребуется время, думаю, 9 месяцев - год, чтобы посмотреть - а как практически это будет работать. Они должны предлагать эту новую продукцию. Например, "Хохлома" работает с 15 странами мира. Надо продавать эти новые изделия, а потом посчитаем практическую выгоду. Будем вовлекать и другие предприятия.
И, улыбнувшись, Николай Гордеевич добавил: Я мечтаю, что через год мне позвонит японский дизайнер и скажет, что видит наши изделия народных промыслов по всему миру.