Меня всегда удивляло словосочетание «работник культуры». То есть делопроизводитель в учреждении культуры - работник культуры, а педагог, сеющий «доброе, вечное» в душах своих воспитанников к культуре отношения не имеет? Как и самодеятельный Мастер, возможно, творящий это «доброе и вечное»?
А журналист? А экскурсовод?
Поэтому
КТО СВОИМ ДЕЛОМ РАЗВИВАЕТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ
СОХРАНЯЕТ И ПРОДВИГАЕТ НАШУ КУЛЬТУРУ!
УСПЕХОВ ВАМ НА ЭТОМ СЛОЖНОМ И ВАЖНОМ ПОПРИЩЕ!
И, если прочитать его биографию, то такое совпадение кажется неслучайным - «Рыцарь культуры», не однажды встававший на ее защиту.
В истории русского искусства 20-го века не было человека более разностороннего, проявившего себя в самых разных его областях, чем Игорь Эммануилович Грабарь. Человек искусства и науки: художник, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог и писатель, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, мужества и решимости, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.
Говоря о своей жизни И. Грабарь определил ее главное содержание:
«...искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня - почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни».
Впервые я заинтересовалась им, «наткнувшись» на цитату:
«Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм - словом, все архитектурные добродетели - встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».
Возможно, он написал это после путешествия по Северу, которое он предпринял в 1902 году.
В течение этого плавания он делает этюды и наброски, много фотографирует архитектурные сооружения, интерьеры храмов, виды деревень, погостов и городов на территории Сольвычегодского и Холмогорского уездов.
«Уже на Сухоне, - пишет он, - вид первой встретившейся нам старинной деревянной церкви меня глубоко взволновал. Сольвычегодск прямо очаровал своими архитектурными памятниками и фресками собора...»
Впечатления и материалы путешествия по Северу 1902 г. впоследствии нашли отражение в I и VI томах кнебелевского издания «Истории русского искусства», где И.Э.Грабарем и Ф.Горностаевым написаны главы о русском деревянном зодчестве и стенных росписях XVII—XVIII вв.
По материалам привезенных с Севера этюдов и альбомных зарисовок И.Э.Грабарь написал несколько произведений, которые он представлял на выставках «Мир искусства» в 1902—1903 гг., в том числе большую картину «Городок на Северной Двине» (вид г. Красноборска), а также по заказу Общины св. Евгении издал серию открыток с северными архитектурными мотивами.
Именно его картина «В саду» стоит в начале этой заметки!