Проект технического задания Минпромторга России «Разработка Стратегии развития народных художественных промыслов Россисйкой Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации».

Проект технического задания Минпромторга России
«Разработка Стратегии развития народных художественных промыслов Россисйкой Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации»
от 12 марта 2013 г.

1. Цели и исходные данные для проведения работ:

Цель работы: Разработка Стратегии развития народных художественных промыслов Российской Федерации на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации (далее - Стратегия).

Стратегия должна быть направлена на сохранение и эффективную реализацию государственной политики по поддержке народных художественных промыслов как государственного народного достояния с учетом сложившейся общественно-политической и экономической среды современной России. Стратегия призвана осуществить ряд экономических мер, отвечающих Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года и направленной на поддержку отечественных производителей на российском рынке и формирование прозрачного потребительского рынка.

Стратегия в области народного искусства должна опираться на признание народных художественных промыслов (далее — НХП) в целом частью и ресурсом развития современной российской культуры, основой этнокультурной самоидентификации и активизации творческого потенциала народов Российской Федерации. Одна из важнейших целевых установок Cтратегии – формирование человеческого капитала, что входит в число приоритетов социально-экономического развития России на период до 2025 года и является основой ее процветания в будущем.

Основные положения Стратегии должны исходить из следующих принципов:

принцип уникальности каждого вида народного художественного промысла, вносящего свой вклад в национальную культуру;

принцип дифференцированного подхода ко всему многообразию народных промыслов в общем русле сохранения и развития народного искусства;

принцип обеспечения непрерывности функционирования и возобновления системы народных художественных промыслов, неразрывной связи с историко-культурной средой и потребителями;

принцип внедрения современных коммуникативных технологий, технологий менеджмента и маркетинга для эффективного решения проблем производства изделий НХП, специального обучения работников, продвижения продукта НХП и ценообразования.

Стратегия призвана способствовать решению комплекса проблем, затрудняющих стабильное функционирование и развитие народных промыслов, стать базовым документом для разработки программ, проектов, планов и мероприятий в регионах и федеральных органах власти.

Важнейшие цели стратегии:

заложить основы и стать гарантией стабилизации, сохранения и развития народных художественных промыслов как носителей традиционной художественной культуры – уникального потенциала развития современной культуры России;

включить комплексный продукт НХП в индустрию туризма и в систему образования, в систему формирования имиджа России и ее инвестиционной привлекательности;

создать условия для реализации Стратегии (правовые, материально-технические, технологические и организационные).

Исходные данные: Стратегия разрабатывается, исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, региональных Программ развития культуры, на основе официальных статистических материалов, информации органов государственной власти и управления, организаций НХП всех форм собственности, результатов их анкетирования, а также с учетом предложений крупнейших негосударственных организаций и экспертов в сфере народного искусства и общественных деятелей.

2. Обоснование необходимости проведения данных работ:
Современные социально-экономические и общественно-политические условия определяют необходимость целевой поддержки сферы НХП со стороны государства и решения поставленных задач программными методами.

Главной целью государственного регулирования сферы НХП в России становится создание необходимых условий для устойчивого развития этой сферы в целях реализации творческого потенциала народа, повышения качества его жизни, патриотического воспитания, а также развитие организаций НХП как культурных и туристских центров.

Решение проблем сохранения и развития НХП носит комплексный, многофакторный характер.

Стратегия должна содержать анализ современной ситуации, сложившейся в сфере НХП, и рассмотрение возможных моделей развития в будущем, стратегических и тактических целей и основные направления развития.

Стратегия должна предложить приоритеты развития и соответствующие им проектные решения.

В Стратегии должны быть предложены варианты управленческих решений, призванных обеспечить наиболее рациональное расходование материальных средств и максимальную результативность проводимых работ.

3. Основные требования к выполнению исследования и разработки:

3.1. Стратегия должна учитывать основные направления развития промышленности России в современных условиях.

3.2. Стратегия должна учитывать государственную политику в сфере культуры и основные направления ее развития, отраженные в ФЦП «Культура России 2012–2018 гг.» и Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма».

3.3. Правовыми, нормативными основаниями для разработки и реализации Стратегии являются следующие документы:

Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;

Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»;

Концепция государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года, утвержденная приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 года № 854.

3.4. Работа должна быть выполнена с учетом современного состояния НХП, соответствовать поставленным целям и задачам.

При подготовке Стратегии необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии для обеспечения общественной экспертизы проекта Стратегии.

3.5. Необходимые требования к участникам конкурса по данной теме – наличие опыта разработки стратегических документов государственного значения.

4. Состав и содержание выполняемых работ:

4.1. Приоритеты государственной политики Российской Федерации по сохранению и развитию народных художественных промыслов и обоснование необходимости разработки отдельного стратегического документа для сферы НХП. Значение НХП для культуры России в современных условиях

4.2. Цели и задачи Стратегии.

4.3. Характеристика состояния НХП и тенденций их развития:

федеральные и региональные факторы, влияющие на состояние сферы НХП,
разработка анкет и проведение анкетирования;
проведение комплексного ситуационного анализа с применением SWOT- , PEST- и SNW-методов.

4.4. Анализ нормативно-правовой базы в сфере регулирования НХП и предложения по ее совершенствованию, в том числе в налоговой сфере.

4.5. Характеристика проблем НХП:

недооценка значения НХП и их ресурсного потенциала в современных условиях (в таких сферах, как культура, экономика, образование, туризм);

состояние рынка сбыта изделий НХП;

состояние материально-технической базы изготовителей изделий НХП;

социальная и кадровая проблемы;

состояние обеспечения сырьевыми ресурсами.

4.6. Основные направления, проекты и мероприятия Стратегии.

4.6.1. Меры по сохранению и развитию НХП:

приоритетные программы и проекты, включая разработку программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России», а также региональных программ;

налоговая политика;

финансовая политика;

материально-техническое обеспечение НХП;

формирование перечня организаций НХП федерального, регионального и местного значения (брендирование);

создание системы государственных закупок (государственного заказа) изделий НХП признанного художественного достоинства для создания подарочного фонда федеральных, региональных и местных органов власти;

подготовка и сохранение профессиональных кадров для НХП (включая меры по повышению социального статуса (общественного признания) художников и мастеров НХП, их моральному и материальному поощрению).

4.6.2. Реализация культурного и образовательного потенциала НХП:

интеграция НХП в индустрию туризма (в том числе создание музейно-туристских комплексов в местах традиционного бытования НХП);
участие НХП в комплектовании музейных фондов;
участие НХП в создании обучающих программ и проектов, использование изделий НХП в качестве наглядных пособий для системы дошкольного и школьного образования.

4.6.3. Меры по повышению художественного уровня и качества изделий НХП:

совершенствование работы Экспертного совета Минпромторга России по НХП и художественно-экспертных советов в субъектах РФ.

4.6.4.Меры по продвижению изделий НХП на рынки сбыта:

содействие созданию объектов инфраструктуры сбыта изделий;
участие в отечественных и зарубежных фестивалях, выставках и ярмарках;
использование современных информационных технологий и комплекса маркетинга для популяризации НХП (присутствие в сети Интернет и ведущих социальных сетях, в СМИ, в т.ч. на ТВ, брендинг);
защита изделий НХП от подделки и фальсификации;
проведение рекламных и PR-мероприятий.

4.7. Модели развития сферы НХП на период до 2020 года:

базовая (поддержание в существующем состоянии),
оптимальная (развитие сферы НХП).
Выбор и механизм реализации целевой модели развития.

4.8. Последовательность решаемых задач, этапы и сроки реализации Стратегии.

4.9. Ожидаемые результаты реализации Стратегии.

4.10. Мониторинг состояния сферы НХП и контроль реализации Стратегии.

5. Результат выполнения работ:
Результатом работы должна стать «Стратегия развития народных художественных промыслов Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации», разработанные в установленные сроки и в соответствии с требованиями Государственного заказчика.


Источник: http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/projects/885