Пресс-конференция, посвященная открытию выставки "80 лет Нижегородскому отделению Союза художников России"

Пресс-конференция, посвященная открытию выставки "80 лет Нижегородскому отделению Союза художников России" состоялась 26.04.2013 в выставочном комплексе Нижнего Новгорода

выставка_80летНиж_СХ_Греков_Величко

В.Н.Величко: Уважаемые журналисты, есть вопросы, вас интересующие, касаемые Союза Художников, нашей организации?

Вопрос В. Катамашвили:
У меня вопрос к Александру Умаровичу. Он, может быть не совсем по конкретной выставке, тем более, что Вы ее еще и не смотрели, но Вы отметили возможность организации подобных выставок нашим городом.
Немного историю вопроса, чтобы присутствующие поняли, о чем он.
В 2008 году в Вологде состоялась Всероссийская конференция «Народное искусство. Традиция и современность». Она обсудила современное состояние народного искусства и народных промыслов. И в Резолюции она обозначила многие проблемы в этой сфере. И, самое интересное, что 2 из них нашли свое отражение в принятых в декабре поправках к Закону о народных промыслах.
Но прошло уже 5 лет после этой конференции и, наверное, пришло время опять обсудить состояние и народного искусства и народных промыслов.

Перехожу к вопросу:
По моему предложению в нашей области учрежден День народных художественных промыслов – буквально вчера это приняло Законодательное собрание нашей области. И когда я выступила с этим предложением, я писала о том, что нужны не только праздничные, но и практические мероприятия, в том числе - Всероссийская конференция.
Вопрос:
Как Вы считаете, насколько необходимо и актуально проведение этой конференции Всероссийской в 2014 году и может ли она быть Всероссийского уровня? Поддержите Вы ее?

Ответ А.У. Грекова.
Я думаю, что у любого почина должен быть мотор. И когда у этого почина есть мотор, а проще говоря, как говорил Козьма Прутков, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Вот в нашем вопросе, я думаю, очень подходит это высказывание. Если мы возьмемся и решим эту проблему, конечно. Но другое дело, что она не такая простая, как кажется, на первый взгляд.

Дело в том, что чтобы через 20 лет после первой Всероссийской выставки провести вторую выставку народного искусства, понадобилось видите сколько десятилетий. Это первое. Во-вторых, понадобился грант, который выиграл Вологодский музей. На этот грант министерства культуры претендовал Союз художников России, но мы не стали сопротивляться, потому что посчитали – в Вологде, значит в Вологде. Это хорошо. Русский Север – это тоже наша праматерь, скажем так. Поэтому мы поддержали эту инициативу тогда и Геннадий Иванович Ларишев, мой предшественник на посту секретаря по народному искусству в СХ России и Мария Александровна Некрасова, моя предшественница на посту заведующего отдела народного искусства в Академии Художеств – они провели эту конференцию на высочайшем научном уровне. И выставка, которая там была создана благодаря, во многом усилиям Вологодской картинной галереи, и лично ее директора Воропанова. Я думаю, что сошлось просто воедино несколько факторов, которые дали позитивный результат. Если эти факторы сойдутся и здесь, в данном случае, то думаю, что результат будет также позитивный.

Мы всегда говорим, что в России есть три больших области, где народное искусство проявило себя как сущностное, как художественно образующее. Это Русский Север, это - Поволжье и это Центр России. В Центре уже конференция и выставка была – в Москве. Первая выставка прошла, напомню, наверное, мало кто помнит, в семидесятые годы выставка прошла в центральном выставочном зале «Манеж». Потом прошла вторая в Вологде. Логично будет, если третья пройдет в Нижнем Новгороде.

В.Катамашвили: Тем более логично, что если Вы стали последователем Некрасовой, научного руководителя конференции и Ларишева, то очень будет последовательно, если Вы возглавите эту конференцию.

А.У.Греков: Я готов это сделать. И более того, Мария Александровна Некрасова работает также в нашем отделе в должности главного научного сотрудника. Я, как ее ученик, из ее рук отдел принял, с благодарностью к ней, как великому специалисту в этой области. Она поддержит, конечно. Единственное – надо создать программу, надо получить финансирование в виде гранта или в виде дотации администрации или министерства культуры и «флаг нам в руки» - почему бы не сделать.

В.Катамашвили: То есть идею Вы поддерживаете?!

А.У.Греков: Здесь Вы есть, мы на Вас надеемся, как на генератора этой идеи. И Ваш сайт, и Ваша деятельность на пути создания этого Дня народных художественных промыслов – это великое дело. И, думаю, что это получится здесь. Тем более, что у вас такой прекрасный конгломерат промыслов.
Владимир Николаевич (Величко) был на этой выставке, которая в Москве открывалась - «Искусство городов Поволжья». Я там выступал с небольшим докладом о народном искусстве Нижегородской области и вообще Волги. Я взял на себя такую смелость – меня попросила Академия это сделать. Я попытался даже ареал распространения народных художественных промыслов на Волге определить. Он велик, огромен. И конечно, кому еще как не Нижнему Новгороду создать такое достаточно яркое явление. Здесь есть члены нашей комиссии по народному искусству – Гущин, Приваловская. Я думаю, что эти два человека, которые входят в комиссию по народному искусству Союза художников России, всячески будут помогать. Тем более, что Николай Гущин сейчас еще и в училище. (Н.А Гущин – директор нижегородского художественного училища). Человек, который новые молодые кадры воспитывает.