"Видя популярность семеновской матрешки, предприимчивые майданцы также наладили изготовление разъемных деревянных куколок, придав им свой полховмайданский колорит, который делает эти изделия узнаваемыми среди массы подобных товаров.
Лицо куколки, обрамленное черными кудрями, рисовалось тушью и у каждой мастерицы оно имело неповторимые черты. У некоторых матрешек сросшиеся брови были нарисованы одним галочкообразным росчерком, отчего они имели суровый вид, у других глаза были широко расставлены, что производило впечатление простодушия. Вслед за соединенными крутыми дугами бровей выводились близко посаженные глаза, часто они были неодинакового размера, рисовались две точки носа и малюсенький ротик. Платок, покрывающий голову, как правило, без узелка, со свободно спадающими концами, как у старообрядцев, он раскрашивался одним цветом, а на голове около волос выписывался полу-цветок
Локоны в прическе матрешки – подлинная деталь старинного местного женского наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали черные, завитые штопором, как кудри, перышки селезня.
Руки у полховмайданской матрешки не обозначены, и весь передник занимает пышный цветок с листьями и бутонами, красными яблоками. Звучная, яркая полховмайданская роспись, построенная на сочетании дополнительных цветов малиново-красного, переходящего в алое и розовое, с зеленым и сине-фиолетового с желтым цветом, производит необыкновенно праздничное впечатление.
Технология изготовления полховмайданской матрешки близка к семеновской: после выточки форму грунтуют крахмальным клеем, контур рисунка наводят тушью (что и называется наводкой) и затем расписывают анилиновыми красителями крупными броскими фантастическими цветами, шиповником или розами, сказочными яблоками, листьями и травами. Роспись цветов на матрешке часто делается несколькими красочными слоями – лессировками, что придает узору некую иллюзию глубины и создает эффект свечения красок изнутри. Листья сначала раскрашивают желтым цветом, а затем на него синий кладут, получая яркую зелень, а края остаются желтыми, придавая дополнительную декоративность узору, с травками и бутонами. После росписи матрешка несколько раз лакируется и приобретает товарный блеск.
В 30-е годы XX века в Полховском Майдане была организована артель Красная заря, ставшая впоследствии фабрикой, а в конце XX века – производственным объединением Полховмайданская роспись, где значительно расширился ассортимент игрушек, а матрешка продолжала творчески развиваться от наивной игрушки в писаную красавицу с алыми губками, розовыми щечками, черными дугами ровных бровей и большими глазами, обрамленными пушистыми ресницами. Вот только черные кудри вокруг лица, как у первоначальной матрешки, остались. В 90-х годах произошло изменение в прическе у полховмайданских матрешек, появился на голове, как у семеновских и сергиевопосадских подруг, прямой пробор. Изделия мастеров фабрики Е. Е. Танковой, Г. Н. Азаматовой, А. Ф. Бабиной и других стали отличаться от матрешек надомников-кустарей прежде всего профессиональной стилистикой, в которой уже не было наивной случайности, какая сопутствует народному примитиву и составляет его особое обаяние.
К 60-м годам оформилась в основных чертах самобытная роспись Полховского Майдана. Цветы с наводкой (самобытная роза с прорисовкой тушью и раскраской анилиновыми красками), цветы без наводки (узоры, писанные без предварительной прорисовки), травки (восходят к семеновской росписи), пестрение (простейшая роспись линиями и мазками, черными точками) – таковы основные элементы полховмайданского узора. Современная полховмайданская матрешка получила более сувенирный товарный облик, что-то переняв от семеновской сестрицы, что-то – от росписи Городца, а в чем-то следуя за собственной буйной фантазией мастериц.
Чтобы понять и оценить полховмайданские узоры, необходимо окунуться в стихию народного праздника, неотъемлемым элементом которого является народный костюм. У полховмайданских женщин праздничные наряды весьма экзотичны и необыкновенно красочны. Черные или красные плиссированные сарафаны с широкой каймой по подолу из затканных шелковых лент-позументов – основа женского или девичьего наряда. Его дополняют красные, оранжевые, розовые однотонные или с мелким рисунком рубахи со сборкой у горловины, широкими рукавами и контрастными лентами на стойке ворота, оплечьях и манжетах, с запонами – передниками, сплошь выстроченными кружевными оборками и яркими разноцветными лентами. Головы женщин украшают яркие цветастые платки или архаичные кокошники с парчовым очельем – налобником, белоснежными опушками, бисерным позатыльником с лентами, спускающимися на спину. Завершают наряд шерстяные пестрые полосатые чулки, вывязанные затейливым геометрическим орнаментом. Это дивное разноцветье мордовского и русского народного костюма и легло, очевидно, в основу колористического решения полховмайданского узора, отличающегося от остальных регионов России повышенной декоративностью и буйством цвета, стихийностью линейных ритмов, веселой удалью, которая сопутствует простодушью народного праздника.
Матрешек делали почти в каждой избе Полховского Майдана, и установить, кто и что придумывал в форме или в росписи куколок, зачастую трудно; каждый своему семейству приписывает честь открытия того или иного приема или элемента росписи. Полины, Герасимовы, Гореловы, Авдюковы, Сентюрёвы, Рожковы и многие-многие другие майданские семейные кланы точили и расписывали матрешки, и в каждом роду были свои асы, свои неповторимые таланты, свои секреты и находки, свои семейные предания и легенды, связанные с игрушечным ремеслом.
В 60-е годы полховмайданские матрешки все более распространяются по стране и получают признание. Даже самые яростные критики отступают перед яркой самобытностью этих красавиц. Вполне сложившийся к этому времени полховмайданский стиль росписи обладает устойчивой системой принципов и приемов, технологий, которые позволяют говорить о нем как о художественном феномене народного искусства. В этот период в изготовлении полховмайданских матрешек четко определяются два направления: одно – кустарное, сродни народному примитиву, с которым связано изготовление продукции на дому, а другое – фабричное, все более приобретающее сувенирные профессионально-художественные формы.
Произведения художниц фабрики "Красная заря" (в которую в 1961 году преобразовалась артель того же названия) отличаются продуманностью и разнообразием композиционных решений. При этом свое влияние оказывает такой фактор, как непонимание высокими чиновниками специфики полховмайданского искусства. Как пишет в книге "Путешествие за красотой" Юрий Арбат, руководство народных промыслов потребовало взять за образец семеновскую матрешку. И стали мастерицы на фабрике писать под семеновцев, а дома – как душа пожелает, да как рука выведет, да глаз увидит. В шестидесятые годы фабрика была маленькой и еле-еле выживала, делая, кроме матрешек, другие игрушки и даже выполняя разнарядки по изготовлению рогожных мешков.
В 70-е годы полховмайданская матрешка стала все более завоевывать свои права, доказывая художественную ценность своей самобытности. В 1975 году фабрика "Красная заря" переросла в производственное объединение "Полховмайданская роспись", с головным предприятием в Вознесенском, и производство матрешек стало принимать сувенирный характер. Эта кукла, несколько теряя наивную непосредственность образа, столь свойственную кустарным изделиям, приобретала красоту современного фабричного товара, вставая в один ряд с матрешкой подмосковной, семеновской и вятской, при этом не теряя своей стати.
В 80-х годах объединение "Полховмайданская роспись" – это достаточно большое предприятие с несколькими филиалами и цехами, своим музеем, с солидным товарооборотом и целой плеядой талантливых мастеров, токарей и художников.
У каждой художницы наблюдаются приемы, общие для стиля Полховского Майдана, и есть свое, присущее только ее творческой индивидуальности. Так, вознесенские мастера, на основе сложившейся традиции, разрабатывают новые формы и варианты росписи деревянной куколки. Кроме фантастических цветов и роз, здесь появляются тюльпаны, нарциссы, более разнообразной формы бутоны и листья, выполненные не только на нейтральном белом фоне, но и на черных и цветных фонах – синем, красном, фиолетовом.
Со временем в полховмайданской росписи выработалась некая модульная система, позволяющая варьировать немногие элементы, добиваясь удивительного разнообразия и новизны композиционных решений. Так, даже в пределах одного изделия мастерица, как правило, выполняет несколько вариантов узора.
Кроме матрешек в ассортименте объединения появились и сувенирные куклы-неваляшки, и куклы-футляры с такой же неповторимой красочной росписью. Полховмайданцы отличались завидным умением быстро перенимать любое новшество и, творчески увиденное переосмыслив, применять в своем искусстве. Специалисты по народному творчеству и искусствоведы часто спорят, кто более оказало влияние на этот промысел: сергиевопосадские изделия, Мериново с Семеновом, городецкая роспись, орнаментика русских набивных тканей, жостовские узоры на подносах или еще какой промысел? Но в том-то и заключается секрет народного творчества, что мастера, как правило, не замыкаются на подражании какому-либо одному образцу, не эксплуатируют единожды найденный прием и удачно созданный образ. Впитывая все, что входит в поле их зрения и соответствует их интересам, синтезируя и преображая в связи с собственными задачами и эстетическими представлениями, народные художники создают неповторимое, своеобразное, именно народное искусство, характерное для данного места, времени и соответствующее характеру здешних людей.
В 80-х годах полховмайданские мастера стали полноправными участниками региональных, областных и зарубежных выставок. Они получают дипломы и награды за свой труд, а полховмайданская матрешка по праву заняла свое почетное место в народном искусстве, украшая своим присутствием экспозиции самых крупных музеев, таких, например, как Русский музей Ленинграда или музеи Москвы и Подмосковья, частных коллекций, прилавки фирменных магазинов и, конечно, базары и ярмарки. Сувениры Вознесенской фабрики пользовались большим спросом, и матрешка экспортировалась в зарубежные страны.
В 90-е годы из-за сложной ситуации в стране предприятия полховмайданской росписи, как и надомные производства, испытывают значительные трудности, вновь мастерам становится выгоднее возить в столицу и другие города бельё, нежели сидеть за росписью игрушек.
Сейчас изготовлением матрешки занимаются надомники в селе Полховский Майдан и в райцентре Вознесенское, их произведения представлены в местном историко-краеведческом музее.
Как свидетельствуют экспонаты музея, на современном этапе полховмайданские и вознесенские мастера не придерживаются строго какого-либо одного стиля. Наряду с традиционной полховмайданской матрешкой с характерными цветами на переднике и полуцветом на платке, бытует куколка, похожая на неваляшку, местные мастерицы называют ее лампочкой; такая форма есть и у семеновцев, и в других местах России. Представленные в экспозиции матрешки отличаются большим стилистическим разнообразием форм и росписей, что позволяет говорить не столько о самобытности развития полховмайданской матрешки, сколько об общих сувенирных тенденциях современного матрешечного промысла.
Современные художницы стремятся к созданию авторской матрешки, отвечая на запросы нынешнего потребителя, ориентируясь на изделия профессиональных художников столицы и вкусы зарубежных гостей.
Среди экспонатов музея есть и гигантские куклы-футляры и маленькие куколки с рисовое зерно, матрешки, расписанные узорами и имеющие на переднике сюжетно-живописную картинку или пейзаж.
Экспозиция музея наглядно демонстрирует, как разная по форме, узорам, колориту и стилистике сегодняшняя полховмайданская матрешка (вернее было бы назвать эти изделия вознесенской матрешкой) все более превращается из народной, доступной по цене куколки в дорогой, а в некоторых случаях просто роскошный, сувенир. Именно современная матрешка представлена в экспозиции Вознесенского музея.
К сожалению, нет в экспозиции Вознесенского музея образцов своеобразной крутецкой матрешки. Прекратил в XXI веке свое существование крутецкий промысел матрешек и игрушек, который самобытно развивался рядом с Полховским Майданом".
Глава "От примитива - к сувениру: полховмайданские матрешки"
Книга Н.В. Квач, С.И. Квач. "Нижегородская игрушка"
"Библиотека имени И. П. Склярова "Народные художественные промыслы Нижегородской области " том 8