Вместо предисловия...
рассказывает Ольга Бочарова:
"В стороне от железных дорог в юго-западной части Нижегородской области, на самой границе с Мордовией и Рязанской областью находится один из отдаленных её районов – Вознесенский. Центром района считается поселок Вознесенск, расположенный в 250 км от областного центра. На территории района нет железнодорожных путей и станций, широких автомобильных дорог и судоходных рек. Фактор удалённости от центра сыграл положительную роль в деле сохранения традиций национального костюма, игрушечного промысла и фольклора.
В глубокой древности земли эти заселяли крупные мордовские племена. В XVII веке Вознесенский уезд потрясали социальные волнения. В начале века крестьяне этого края поддержали народное восстание под руководством Ивана Болотникова. Карательный отряд В.Шуйского в 1614 году безжалостно расправился с крестьянами. Село обезлюдело, и только спустя годы сюда вновь пришли люди. Они построили церковь во имя Вознесения Господня и назвали село Вознесенск. В 1770 г. местное население подержало крестьянскую войну под руководством Степана Разина. Потерпев поражение под Арзамасом, восставшие, под руководством Алены Арзамасской, ушли на юг, к городу Темникову, который был взят и превращен в главный оплот восставших. На штурм города были направлены войска. Расправа с восставшими была беспощадная. Алену сожгли в смолистой трубе, обвинив ее в разбое и в колдовстве. А в народе родилась красивая легенда, о том, что на месте гибели крестьянской атаманши выросла и расцвела алая роза… Непокорные жители тех мест в память о храброй Алене перенесли эту розу на свои удивительные по красоте народные костюмы, на знаменитые в России чудесные игрушки – Полхов-майданские «тарарушки».
Изучая традиционный народный костюм Нижегородской области, участники мастерской «Параскева» были очарованы богатством и многоразнообразием комплексов вознесенского костюма. В этих костюмах присутствуют сарафанные и понёвные комплексы, сильно отличающиеся друг от друга и наглядно характеризующие социальный статус в обществе его хозяйки. По костюму, как по документам, можно было определить из какого села женщина, замужем она или нет, её возраст, есть ли у нее дети и т.п. Необыкновенные по красоте головные уборы не могут оставить равнодушными никого. Это сороки с золотной вышивкой, красивые бисерные позатыльни, сорочки, повязки, накрывники, кокошники, платки.
В 2010-2011 г.г. членам мастерской несколько раз удалось стать участниками экспедиций в Вознесенский район. Это можно считать одной из удач в вопросе изучения вознесенского костюма. Мы побывали в селах – Новосёлки, Куриха, Абашево, Починки, Мотызлей, Варнаево, т.д. Нам удалось посмотреть много костюмов, бережно сохранённых у жителей этих сёл. Мы познакомились с замечательными певицами и гармонистами, простыми тружениками этого района. Мы видели рубахи с прямыми поликами в Новосёлках, яркие, «словно турурушки» мотызлейские рубахи с косыми поликами, мы увидели огромное разнообразие сарафанов и запонов.
Вести экспедиционную работу достаточно трудно сегодня: многих достоверных источников уже нет, кто-то из информантов по разным причинам многого не помнит, более молодые искажают материал и демонстрируют порой явное непонимание традиций ношения народного костюма. Во время экспедиций стало понятно, что отыскать экспедиционный материал – это подарок судьбы для нас, а изучить и правильно подать его - выстраданный в дороге нелегкий труд, со временем перерастающий в долгую исследовательскую работу.
Поэтому на выставке мастерской "ПАРАСКЕВА"
в этом году мы покажем маленький кусочек прикосновения к теме изучения вознесенского костюма. Этот материал рождался сложно, в творческих муках, спорах и страданиях… Одним словом, мы приглашаем Вас, уважаемые любители народного творчества, на нашу выставку с необычным названием
«МОТЫЗЛЕЙСКИЕ СТРАДАНИЯ»
Открытие выставки состоялось 16 апреля 2011 года:
Выставка, как всегда, удивляла работами - куклы, пояса, тканные полотна и, конечно, народный костюм - главный "экспонат" выставки :
О работе Мастерской рассказала Ольга Николаевна Бочарова
От многочисленных гостей и поклонников Мастерской слово взяла Татьяна Ильинич
На церемонии открытия выступили давние друзья Мастерской:
Что меня всегда радует на выставках "Параскевы" - как среди участников, так и среди гостей люди самого разного возраста - интересно всем!
Мне кажется, что самым большим вниманием у всех гостей пользовались куклы, они такие разные:
Надо сказать, что кукла-"мамочка" заинтересовала многих зрителей - прежде никто такую не видел, но все были уверены, что это - народная кукла.
Каково же было удивление узнать, что кукла придумана недавно и ее автор - Наталья Константиновна Волганова!