Из приглашения на выставку
Название выставки "Времена года" выбрано не случайно. Временами года на Руси называли смену настроения природы. Весна - чистота, свет, тепло, Лето - пора зноя и жары; Осень - время желтых и красных листьев; Зима - время падающих снегов.
"Подобно удивительным, а порой и необъяснимым явлениям природы, на выставке представлены работы, которые контрастируют друг с другом как времена года. В них каждый из художников раскрывает свою неповторимую сущность. Не случайно в одном экспозиционном пространстве живут разные виды изобразительного искусства - здесь и живопись, графика, роспись по шелку и керамика.
Художников объединяет попытка познакомить нижегородцев не только с богатствами философско-сказочных истоков творчества, но и с корнями русской духовности, соединить новое и необычное с давно знакомым, понятным и родным.
Каждая работа найдет свой отклик у посетителей выставки и вызовет в душе круговерть времен года."
Из заявленных участников выставки я была знакома с "фантастическими" волшебными и добрыми картинами художника Леонида Колосова и яркими, выразительными работами керамиста Галины Ядринцевой - благодаря проходившим на "Нижегородской ярмарке""Арт-Салонам" - они мне запомнились и полюбились.
На открытие выставки я приехала заранее, рассчитывая спокойно рассмотреть работы двух других участниц - батик Елены Широковой и темперу Ирины Малер. Но в залах выставки, несмотря на жаркий день, было уже много посетителей. Они с интересом рассматривали новые работы, "узнавали" уже знакомые и любимые, делились впечатлениями друг с другом и авторами.
Великолепная игра струнного квартета перед церемонией открытия настраивала на "встречу с прекрасным".
В приветственном слове в честь открытия выставки прозвучали не только поздравления от Союза художников её участникам, но и уверенность, что "декоративно-прикладное направление нижегородского отделения Союза художников пополнится после выставки новыми членами - Галиной и Ольгой Ядринцевыми".
Ответное слово "вдохновителя и организатора" этой замечательной выставки - Леонида Колосова.
Галина Ядринцева посвятила своё участие в выставке памяти отца - Леонида Ядринцева - наставника, учителя и друга. " Радость творчества даёт силы продолжать дальше жить..."
Выступления зрителей:
Преподаватель Гуманитарно-художественного института отметила индивидуальность и самобытность каждого художника, выделив как объединяющее их качество - позитивные эмоции, которые вызывают у зрителей их творчество, поздравила с дебютом выпускницу института Ирину Малер.
Искусствовед, преподаватель лингвистического университета Наталья Викторовна Квач подчеркнула тот факт, что картины Леонида Колосова уже сейчас стали темой серьезного исследования - по творчеству художника в университете была защита дипломной работы!
По окончании церемонии открытия я попросила Наталью Викторовну высказать свое впечатление от работ участников. Цитирую :
"Художник Леонид Колосов имеет своё собственное лицо. Абсолютно точно можно сказать, что он нашел свой мир - природные формы в его картинах существуют как "очеловеченный материал". Сама материализация естественна, образы как бы "вырастают" из земли - Зритель получает посыл - мы все - дети Земли.
Художник настолько пластичен, самобытен, что его работы не с путаешь ни с кем. Его мир - Мир добра и земного счастья."
"Батик Елены Широковой - декоративный, многослойный, изысканный. В работах она синтезирует разные культуры с большим интелектуальным потенциалом... Эффектно пользуется композицией: не просто сюжет, а сочетание сюжетов, в основе всегда лежит идея... Изысканность, размышление, песенность и сложный линейный ритм..."
"Сестёр Ядринцевых характеризует очень сильный темперамент... мир темпераментный, но без агрессии... Земное, пластичное... Самодостаточные образы, синтезирующие в себе прошлое, но имеющие личный взгляд... работы обладают внутренней энергией, которая сейчас у многих утрачена... ощущение жизни как сгустка энергии... первобытное ощущение жажды жизни..."
С работами Ирины Малер Наталья Викторовна ещё была не знакома, поэтому я расспросила художницу о процессе создания её необычных картин:
- основное ли это занятие?
- "по количеству затрачиваемых душевних сил - основное, а по времени - нет..."
- как возникает картина?
- "вижу цветовую картинку, отношения... это бессознательный порыв, но я всегда знаю "как это называется" ... в каждой картине есть момент ассоциативной игры, возможность интерпретации..."
Конечно, на непрофессиональных фотографиях невозможно передать ауру этих работ, их надо смотреть непосредственно в залах музея!
Но сложность картин на шелке так поразила меня, что я не удержусь, чтобы не показать некоторые из них...
"Отражение" (2002) триптих
"Медовый спас" (2004) триптих
"Букет-времена года"
"Снежный сон" (2010)
"Ветер" (1999)триптих
"Африканские мотивы"(2007) триптих
"Морской мираж" (2007) триптих
Когда я была у этой картины, выяснилось, что для одной из посетительниц выставки - нижегородской поэтессы Лизы Питеркиной - эта картина - особенная.
"Елена Широкова стала крестной мамой моей первой книги, позволив использовать свою графику, которая так совпала с тематикой моего творчества, в оформлении. Этот триптих стал обложкой книги "На грани" и привлек внимание читателей к первому сборнику."
Из приглашения на выставку
Дерзость фантазии, сплетение выдумки и яви, реальности и сны - таковы картины Леонида Колосова.
Романтические картины Елены Широковой - воплощение женственности и мягкости, полны любви, нежности и света.
Ирина Малер - это оригинальность и притягательность, образная сложность и удивительная целостность образов-знаков.
Яркий темперамент задает выразительность формам керамики Галины Ядринцевой
*****
Четыре художника, четыре времени года... С каким временем они ассоциируют своё творчество?
Об этом я не спросила... Остаётся решать зрителю...
*****
"Времена не выбирают
В них ЖИВУТ... "
В таких "временах" жить радостно и интересно.