6 апреля - Всемирный день мультфильмов.
Первое имя, что приходит в связи с этим событием Юрий Норштейн.
и мультфильм "Ёжик в тумане" - один из лучших мультфильмов в мире - в 2003 году в Токио (Япония) на международном опросе кинокритиков и режиссёров "Ежик в тумане" признан лучшим фильмом в мультипликации.
Интересно для нас, что у Юрия Норштейна есть фильм на «нижегородскую тему» - легенда о граде Китеже, ушедшего в воды озера Светлояр, вдохновляла на творчество и писателей, и композиторов.
Самая известная интерпретация легенды - в знаменитой опере Римского-Корсакова «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» .
Фильм «Се́ча при Ке́рженце» (режиссеры Иван Иванов-Вано, Юрий Норштейн, Союзмультфильм, 1971 г.) создан по мотивам легенды и симфонической поэмы Римского-Корсакова о невидимом граде Китеже, который ушел под воды озера, чтобы избежать татарского нашествия. В фильме использованы мотивы русской фресковой живописи XIV-XVI веков.
Фильм завоевал мировое признание, среди наград:
- I-я премия на V Всесоюзном фестивале в Тбилиси в 1972 г.
- "Гран-при" на I МКФ в Загребе 1972 г.
- "Гран-при" и спец. Премия жюри за высокое техническое качество на МКФ в Нью-Йорке в 1973 г.
Музыка Н.А. Римского-Корсакова не просто основа мультфильма, она - главный герой.
Несколько слов об опере:
Зимой 1898—1899 годов, когда Римский-Корсаков работал с либреттистом В. Бельским (1866—1946) над «Сказкой о царе Салтане» их заинтересовала также легенда о невидимом граде Китеже.
В основу легенды о невидимом граде Китеже легли подлинные исторические события — нашествие татар на Русь. В народном сознании один из эпизодов страшного нашествия преломился мистически: Господь спас град Китеж, который сделался невидимым и стал местом идеальной жизни.
Тогда же у композитора возникла идея связать это сказание с образом святой Февронии Муромской, героини народной муромской повести о Петре и Февронии.
Среди источников либретто, в том числе, были произведения:
Мельников-Печерский П. И. роман «В лесах»;
Ипатьевская и Лаврентьевская летописи;
Короленко В. Г. очерк «Светлояр».
Этот замысел был отложен на несколько лет. Основная работа над оперой на уже законченное Бельским великолепное либретто, глубоко своеобразное, с яркими живыми характерами, шла в течение 1903 года.
Премьера оперы состоялась в Петербурге, в Мариинском театре 7 февраля 1907 года.
«Сказание...» — уникальное явление в творчестве композитора. «Этой опере было суждено стать многосторонним итогом напряженных размышлений Римского-Корсакова, полнейшим выражением устремлений его творчества. В ней соединились общечеловеческая нравственная проблематика и национальная, историческая, бытовая конкретность; драматизм народных судеб и образы природы; проникновение в мир народных представлений, верований, традиций и любовь к волшебному, чудесному, получившему здесь символический смысл...» — читаем в работе исследователя творчества Римского-Корсакова музыковеда Г. Орлова.
Вскоре яркие оркестровые эпизоды — «Вступление (Похвала пустыне)» и особенно «Сеча при Керженце»— одна из вершин творчества композитора, произведение уникальное по лаконизму, яркости образов и истинно симфоническому развитию», зазвучали на концертной эстраде.
Так нижегородская легенда о граде Китеже воплотилась в творчестве великих Мастеров.