"И на старуху бывает проруха" ?..

В "релизе" предложенного мной Проекта "Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов" среди аргументов необходимости его реализации -
наличие в Интернете и в печатной прессе недостоверной информацией о наших промыслах.

Свежий пример не заставил себя ждать.

17 января с.г. на пресс-конференции Министра культуры С.А. Горина я воспользовалась возможностью сообщить ему о Проекте "Золотое кольцо". В январском номере нижегородской газеты (которую я с интересом просматриваю) есть сообщение об этой пресс-конференции и - на разворот - карта Нижегородской области с размещением нижегородских промыслов. Совпадение?

(К слову о совпадениях, номер этой газеты буквально "попал на глаза" когда закончилась секция конференции "Добролюбовские чтения", где я как раз выступала с докладом о своем проекте "Нижегородское Золотое кольцо НХП")

Выполнено - красиво, но количество ФАКТИЧЕСКИХ ошибок - сравнимо с количеством названных промыслов.
"Забыты" - известные промыслы; фотографии, представляющие некоторые промыслы просто ошибочны; неточности в описании.

Все это говорит о том, что хорошую идею просвещения читателей можно испортить некачественной информацией, взятой из непроверенных источников.
Тираж 100 000 экземпляров.

Я не собиралась об этом писать - Поспешили... Информацию не проверили.

Но на днях обнаружила "неточность" в издании, к которому периодически обращаюсь как к достоверному источнику.
(цитата по электронной версии, выложенной в Интернете)

В. Г. Власов Стили в искусстве. Словарь.
Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура.
Том 1 "ЛИТА" СПб,1998
Автор — художник, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения и методики преподавания изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Из Словаря. Статья "Хохлома"
"ХОХЛОМА — русский народный промысел, развивающийся в селе Хохлома близ г. Семенова Нижегородской губернии с конца XVII — начала XVIII вв. В XIX столетии к мастерам этого села стали свозить деревянную токарную посуду и ложки для росписи. Хохломчане нашли своеобразную технику письма олифой по полуде — мелко растертым в порошок оловом, — покрывающей всю поверхность изделия. После закалки в печи олифа приобретала яркий золотой блеск, поскольку сквозь нее просвечивал слой металла. Затем фон рисунка закрывался черным или красным лаком. Общий золотистый колорит стал отличительной чертой хохломского стиля росписи деревянных изделий, родившегося, возможно, из желания подражать дорогой золоченой посуде. Иногда полуда заменялась серебряным порошком, вводилась роспись зеленой краской или киноварью. Массовое производство хохломских изделий в течение длительного времени выработало у мастеров виртуозную «мазковую» технику, скоропись, также ставшую отличительной особенностью стиля. Были и наиболее характерные элементы декора, такие, как например, традиционная «травка». Блеск золота на красном и черном — это есть знаменитый «стиль Хохломы». Он бережно сохраняется хохломскими мастерами до настоящего времени."


Для сравнения:
Цитата из книги А. В. Красильников. "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"
Рассказы о народном искусстве.
Волго-Вятское книжное издательство,
г. Горький, 1979 год.

"Хохлома - село старинное. Еще в царствование Бориса Годунова его сын Федор, составляя карту Великой Руси, нанес на нее село Хохлому как торговый центр лесной глухомани.
По количеству дворов и проживающих в ней жителей Хохлома - село довольно большое (по нашим масштабам). Оно занимает второе место после районного центра Ковернино. Расположено село на возвышении, напоминающем высокий полуостров. С юго-востока его обнимает река Хохломка, с северо-запада тянется большой глубокий овраг, по дну которого протекает ручей. Постройки в селе расположены своеобразно. Здесь не было улиц. Все дома размещались двумя рядами, образуя букву "П". В середине большая площадь. В каменных лавках торговали галантереей, бакалеей, вином и водкой. Рядом с лавками стояла деревянная с высокой конусообразной крышей часовня. В торговые дни сюда заходили приехавшие на базар люди, чтобы помолиться и принести пожертвование на храм божий.
В селе было волостное правление, трактир, две чайные и постоялый двор. В восточной части села, на высоком крутогорье, и сейчас сохранилась большая каменная церковь, на колокольне которой был когда-то звучный колокол. Звон его был слышен на десятки километров.
На базарной площади торг проходил каждую неделю по средам. Торговля начиналась без всякого расписания и распорядка - с раннего утра, как только начинало светать. На базар приезжали с вечера или ночью и торговали до позднего вечера.
В Хохлому съезжались не только местные жители, но и крестьяне Балахнинского и Семеновского уездов, привозили для продажи свои изделия. Нередко наезжали сюда люди, живущие за Семеновским уездом,- варнавинцы, тонкинцы, ветлужане. Они прибывали с зерном, мукой, кожами, льном, льняным маслом и другой продукцией.
....
Так выглядела в прошлом торговая Хохлома с ее шумными веселыми базарами. Приобретая на этих базарах товары, в том числе и изделия из дерева, окрашенные особым, только здесь принятым способом, скупщики отправляли их во все концы России.

В самом селе Хохломе ни красильного, ни токарного ремесла никогда не было."


Об авторе книги - из Предисловия
Акиндин Васильевич Красильников рос и воспитывался в семье крупнейших мастеров хохломы, поэтому в его памяти сохранились уникальные по своей ценности воспоминания о многих событиях в истории промысла, связанные как с его далеким историческим прошлым, так и со становлением его в советское время, завершившимся современным расцветом.
А. В. Красильников лично знал всех крупнейших мастеров хохломы 20 - 30-х годов - братьев Подоговых, Ф. А. Бедина, А. М. Серова, Н. Т. Смирнова и других. На его глазах воспитывались и развивали свое творческое дарование мастера, достойно представляющие родину хохломы в современном декоративном искусстве,- заслуженный художник РСФСР, лауреат премии им. И. Е. Репина О. П. Лушина, заслуженный художник РСФСР А. С. Карпова, лауреаты премии им. И. Е. Репина О. Н. Веселова и А. Т. Бусова, мастера, награжденные Дипломом Академии художеств в 1975 году - Л. И. Маслова, М. Е. Щукина, Е. В. Мосина, С. П. Веселова и др.

В. М. ВИШНЕВСКАЯ, кандидат искусствоведения


Не столь категорично о "роли" села Хохлома в книге кандидата искусствоведения Т.И. Емельяновой
цитата по книге "Хохломская роспись" "Библиотека НХП" 10 томах - переиздание книги "Золотые травы России" 1973 год
стр 44-46.

"Какой же центр промысла считать самым древним? Ответить на этот вопрос трудно, но, вероятно, особое значение для развития промысла имело село Хохлома, давшее ему название.
...
Долгое время село Хохлома считалось лишь торговым пунктом, где продавалась деревянная посуда с необычной окраской, а наиболее ранними очагами росписи называли деревни Скоробогатовской волости Макарьевского уезда Костромской губернии.
...
Но существовали и документы. В одном из них, относящемся к XVIII веку, находим: "В с.Хохломе и Никольском Семеновского у. Нижегородской губ. делали деревянную посуду, ложки, которые отвозили на продажу в разные города"
Значит, делали, а не только торговали!
Да и стоит ли противопоставлять эти два центра - Хохлому и Скоробогатово? Территориально они расположены почти рядом, оба в XVII веке принадлежали Троице-Сергиевой Лавре, где производилась украшенная золотом посуда, послужившая прообразом хохломы.
Вполне возможно, что промысел здесь возник одновременно или почти одновременно, но в XIX веке условия для его развития оказались более благоприятными именно в Скоробогатовской волости.
В 80-годах прошлого века (т.е. XIX, книга написана в XX), когда Хохлома превратилась в крупное торговое село, крестьянам стало выгоднее заниматься скупкой и продажей посуды, чем ее крашением.
сравните: В XIX столетии к мастерам этого села стали свозить деревянную токарную посуду и ложки для росписи. - словарь В.Г.Власова