Некоторые теоретики от искусства не первое столетие упорно утверждают, что творчество может и должно быть свободным от социального заказа, политической программы, требований времени и идеологии. Однако отрешиться от давления перечисленных и многих других факторов не только невозможно, но и опасно, поскольку художник, выпавший из контекста времени и своего творческого сообщества, перестает развиваться. А свободы, как известно, не бывает, кроме внутренней. Примем за аксиому, что станковые виды искусства(живопись, графика, скульптура) связаны с идеологией и всегда отражают ее. А насколько это верно для декоративных видов искусства? Их основной смысл - преобразование среды обитания, которая, в свою очередь, отражает его миропонимание, философию, взгляды на жизнь и даже представление о месте человека в этом мире. Поэтому на художнике, профессионале или любителе, который занимается любым из видов декоративно-прикладного искусства, лежит большая ответственность - он не только делает мир красивее, но и формирует мировоззрение каждого, для кого создает среду обитания. Поэтому в отличие от станкового, декоративное искусство (формально более "чистое" и независимое), на самом деле в большей степени определяет идеологию эпохи, народа, культуры, цивилизации своего времени. Идея, может быть и не нова, об этом писал с полвека назад Эрвин Панофоски в своей статье, не без британской ироничности названной "Идеологические источники радиатора "роллс-ройса". Но тем не менее постоянно приходится напоминать: нам дано сделать мир и людей лучше!
журнал "DEKO" № 5 2011 год