Елена ЕРМАКОВА Керамические изделия.
Русская деревянная ложка
ЗАПИСКИ КРАЕВЕДА. Промыслы.
В газете «Нижегородский листок», от 2 мая 1896 года, №146 М. Горький писал с Нижегородской промышленно-художественной выставки в статье «Некто. Беглые заметки» : «…Лапти, рогожи, чашки и ложки это уже наше… По инициативе семеновского исправника в отдел доставлена изба семеновского кустаря с постепенным, очень наглядным воспроизведением ложкарного промысла, - эта изба после выставки поступит в земский музей и в нем останется как показатель русской оригинальности, на этот раз уже действительной. Отдел Нижегородской губернии декорирован, - надо отдать честь уменью его устроителей, - и красиво, и умно, все вещи бросаются сразу в глаза, сразу возбуждают ваше внимание, все на виду и все довольно картинно. Собрано земством до 50 производств, и это имеет очень важное значение, как для него самого, впервые еще знакомящегося на практике с кустарной деятельностью своей губернии, так и для всех изучающих ее быт».
В статье «М.Г. Беглые заметки» от 30 июня 1896 г. № 178 он пишет: «Русский человек не бережет ничего своего русского, и русские люди ни мало не заботятся о том, чтобы наше истинно самобытное оставалось у нас нетронутым и целым, и чтобы оно развивалось и не исчезло».
И эти слова были сказаны более ста лет назад. И к настоящему времени остались лишь крохи самобытного русского искусства, которые уж и сохранить трудно, но рассказать еще можно. Велико было значение ложкарного промысла, если на ярмарке дозволили установить избу ложкаря!
Введение
В 2000 году бывший губернатор Нижегородской области Иван Петрович Скляров предложил отметить 1000 - летие деревянной ложки и это событие торжественно провели.
Но сколько было тайного ехидства и смешков по поводу даты «взятой с потолка» даты. Естественно, никто и не знает точно, сколько лет деревянной ложке. Но проводимые мероприятия были направлены на привлечение внимания к ложкарному промыслу, да и всем Нижегородским народным художественным промыслам, переживавшим тогда не лучшие времена.
Вероятно, деревянная ложка, столько лет существует, сколько, например, гончарный промысел, когда научились горшки лепить, обжигать и готовить в них жидкую пищу. А найденные черепки глиняные уходят в даль веков. Возможно, и появилось тогда подобие ложки.
Можно найти сведения, что и 2 тысячи лет назад они были уже известны. Естественно, деревянной ложке трудно «прожить» два тысячелетия, но по косвенным признакам, этот факт и был установлен. Самые древние предметы деревянной посуды, найденные при раскопках, относятся к VI – II тысячелетиями до н. э.., т.е. к концу каменного века – неолита.
Известно, что в Х веке дружинники князя Владимира пользовались деревянными ложками. При археологических раскопках в городе Новгороде, найдены ложки Х века, с резными черенами и с красивой формой черпака.
В Древней Руси, во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже в обиходе, она упоминается в летописи "Повесть временных лет" (XII век). И сведения имеются не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже: "Запасливый гость без ложки не ходит».
Можно встретить сведения, что на Руси ложка появилась 1010 лет назад – в 998 году по приказу князя Владимира, который сразу после Крещения велел есть не руками, а специальными приспособлениями.
Любой русский крестьянин мог вырезать ложку, хоть и не красивую, но использовать за столом было можно. Но затем возник промысел, именуемый ложечным, когда умельцы стали поставлять сначала ложки на обмен, а затем – на продажу. А когда покупаешь, то имеешь возможность выбрать ложку. Уже в те времена мастер изготавливал несколько специальных ложек, образцово-показательных и клал их на короб, и тем самым демонстрировал качество товара. Для этой ложки и термин свой имеется – лицевая.
Можно задаться вопросом, а почему крестьяне «предпочитали» деревянную ложку остальным. А какие были остальные? Серебряные или золотые, так ими только цари и приближенные к нему пользовались. А лес рядом, пили, руби топором и «выделывай».
В писцовой книге от 1519 года есть сведения: «… в слободе Митрополичьего двора Переславля Залесского, возле Борисоглебского монастыря числилось 18 дворов, людей в них 204 человека, среди них 16 ремесленников, в том числе 6 ложечников и 1 ковшечник». В те годы уже появилась специализация, сохранившаяся до настоящего времени, хотя некоторые ложечники могут резать ковши и ковшечники – ложки.
Пород деревьев в лесу было немало, но предпочитали мягкие, как липа, осина, во-первых древесина легко режется, а во-вторых - не скалывается и ложка из нее не жжется, как металлическая. Ведь у ложки могла отколоться часть черпака, или он мог треснуть и тогда ее заменяли на новую.
Появились и кустари-мастера лучше других режущие ложки, и начали продаваться свой товар на базарах и ярмарках. Появилась специализация, то есть разделение труда, одни резали ложки, другие лачили, третьи – расписывали. Стоимость ложки также различалась в зависимости от технологии изготовления. Обычно в крестьянском доме имелся комплект ложек для постоянного пользования и «парадный» - для гостей. К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах.Обычно в крестьянских семьях ели из большой, опять-таки из дерева вырезанной чашки – ендовы, но каждый своей ложкой, которой он обычно всегда пользовался, иногда, помечая инициалами.
Процесс, именуемый ложкарным промыслом, существовали в XIX веке во многих монастырях.В монастырях имелись "токаренная изба" и "ложкарня", где мастера изготавливали деревянную посуду и деревянные ложки. В то же время монастыри покупали деревянную посуду. В одной из летописей указывается, что в 1600 году в Кирилло-Белозерском монастыре имелось «6873 ложки, в том числе 300 ложек репчатых, добрых, с присадками из рыбьего зуба, 327 репчатых то же с присадками, 83 – корельчатых и 63 черных», там же хранилось «дерева репчатого и шадрового на 15 рублей, и 45 дерев валов репчатых больших и малых».
Под деревом репчатым понимался наплыв на стволе березы, именуемый – кап с красивой плотной древесиной, щеткой именовали нарост на корне дерева иначе – капокорень, подрепчатой древесиной считался кап и часть ствола.
Посуду из дерева изготавливали в Троице – Сергиевом монастыре и принадлежащих ему селах. В музеях можно встретить ложки из Соловецкого монастыря, имевшие роспись (рисунок) и некоторые имели на конце черенка вырезанное двуперстие, как крестились староверы.
К этому времени появились и профессии деревообработчиков: токарь, судописец, ложечник, олифенник (обрабатывал олифой изделия), изготавливались ковши и братины, расписная посуда именовалась киноварной. Возможно, именно здесь возникла технология сушки (закалки) деревянных изделий покрытых олифой в жаркой печи, что придавало покрытию золотистый цвет. Вероятно, мастера – судописцы (расписывающие посуду) из Троице-Сергиева монастыря во время посадской реформы 1648-1649 годов разошлись по России и поделились мастерством во многих местностях. Ложки из монастырей напоминали скорее глубокие ковшики с коротким или длинным череном. Можно встретить монастырские ложки, имеющие специальный разъемный деревянный пенал, в котором их хранил владелец.
Деревянная ложка жива до настоящего времени, имеется практически в каждом доме, и, если ею и не едят, то, как сувенир держат обязательно. Так чем же привлекательна русская деревянная ложка? (хотя необходимо отметить, что такие ложки изготавливались и в Европе, в Азии, в Африке и Америке, особенно в тех регионах, где есть дерево.)
Ложка.
Ложка – орудие для хлебанья, для еды жидкостей, хлебалка, швырка, едалка. (В. Даль. «Толковый словарь живого Великорусского языка».)
Ложка – предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи (Словарь Ожегова).
Ложка - часть столового прибора, предмет, которым наливают или едят жидкости, накладывают или едят полужидкую, рассыпчатую пищу (кашу, кисель и пр. ). (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).
Ложка — в настоящее время общеупотребительный столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку (Материал из Википедии).
Обычно принимается версия происхождения слова «ложка» от слова лог (овраг, углубление).
До середины XI в. бытовали ложки с укороченной рукоятью. Затем произошло удлинение рукояти столовых приборов, что, вероятно, было вызвано появлением предмета интерьера – стола. Развитие формы черпака можно проследить: в период второй половины VIII – первой половины IX вв. преобладали ложки с большим черпаком овально-прямоугольной формы, вытянутым по осевой линии черена. Во второй половине IX в. черпак принимает округлые очертания, эта форма сохраняется до середины XI в., а с конца Х в. округлый черпак начинает приобретать очертания овала, перпендикулярного осевой линии ложки. Эта форма черпака возобладала к концу XI в. В XII–XIII вв. распространились ложки с длинной тонкой рукоятью и овальным вытянутым яйцевидным черпаком. Обычно ложки имеют уплощенный или мелко углубленный черпак. Такие ложки были предназначены для принятия или приготовления определенных видов пищи, как каши.
В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов повернута под углом по отношению к нему. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть – лопасть в конце уже, чем в основании.
Ложки, предназначенные для жидкой пищи делали с глубоким черпаком, так как ели из общей чаши, и донести до рта ложку над столом с жидкой пищей было сложно, при этом нельзя было ее пролить на стол. Ложки для сухой пищи (каши) делались с мелким черпаком. Ширина черпака обыкновенной ложки составляла 6-7 см., длина – 8-9 см., длина черена – 15-17 см.
Из каких частей состоит ложка, вероятно, каждый может рассказать и показать, но деревянная ложка на Руси имела множество типов и названий, и не все можно пояснить, чем один тип ложки отличался от другого. И названия частей ложки сохранились у современных ложкарей, коими они и пользуются до настоящего времени. Вообще каждый промысел имел большой или малый словарь терминов, относящихся как к самому изделию, так и технологии его изготовления. Описывая способы изготовления ложки, придется пользоваться этим довольно большим словарем, давая пояснения по тексту. Так занимаясь ложкарным словарем, нашел более 70 названий деревянных ложек, изготавливаемых только в Нижегородской губернии, а это Семеновский уезд и его окрестности. Естественно, найти толкование всех этих названий не удалось, это знали лишь старые мастера, которых уж нет, а те, которые и изготавливают ложки, знают их лишь частично. Спросите на базаре у продавца, как называется ложка, он, немного подумав, ответит с гордостью: «баская», в переводе с русского древнего на русский современный – красивая. И действительно ложка и выточена аккуратно и роспись хохломская или под нее и в руки взять приятно, так, что соответствует своему названию.
Итак, что есть ложка?
Условно ложки можно разделить на несколько групп по назначению. Ложки для разливания пищи (ополовники, уполовники), имеющие большой черпак, удлиненный черен и крючок, на который ее вешали на край чугуна или корчаги.
Ложки для еды - меньше, чем уполовник, обычно ели из деревянных мисок, они имеют разнообразные виды.
Ложки, используемые для приготовления блюд – протирательные, для растирания продуктов; размешивания холодной пищи; шумовки – ложки со сквозными отверстиями, для выемки продуктов из горшка без воды.
Ложки специальные - для горчицы, соли, грибов – с длинным череном и прорезью в лопасти, для снятия сливок - с плоским черпачком, чайные ложки.
Ложки сувенирные – можно выделить два вида: ложки только сувенирные, ими не едят из-за технологии их изготовления (окраски) и сувенирные, которыми не совсем удобно, но есть можно, так как они изготовлены по технологии ложек для пищи.
Ложки музыкальные – обычные (полубаские) ложки, используемые как кастаньеты.
Ложки каждой группы отличались разнообразием. Но при всём многообразии форм и видов в конструкции ложки можно выделить общие детали: лопасть - ковшик, черпачок, черпак ложки; черенок - ручка. По форме черенка бывают круглые строганные, круглые точёные (токарные), плоские, гранёные, овальные и другие; коковка - круглое утолщение на конце круглого или гранёного черенка, оно позволяет держать ложку в руках; хотя встречаются ложки и без коковки. Такие ложки имеют шарик на конце и утонченную шейку, соединяющую его с череном.
Галтель коковки-полукруглый переход от утолщения коковки к черенку; мостик-гребень – утолщение, соединяющий снизу лопасть с черенком и повышающий прочность ложки в целом. Лунка - выемка в лопасти для черпания пищи; гранка - прямая подрезка, переход от круглой части черенка около лопасти; шейка - боковой переход от черпачка к черенку; затылок – наружная (обратная) часть черпака.
Ложкарная столица
Из исторических свидетельств известно, что к началу ХVIII века небольшое сельцо Семеновское, называемое починком, укрупняется. В нем появляется базар, который вскоре становится признанным торговым центром Нижегородского края. По указу Императрицы Екатерины II в 1779 году село Семеновское было преобразовано в уездный город Семенов, она же и наблюдала его застройкой, осуществляемой по особому плану. От центральной площади города в разных направлениях шли улицы. Как лучи солнца, отсюда и бытовавшее название «город-солнце». На пяти площадях Семенова в особые дни велась многолюдная торговля ложками. В начале прошлого века кустари Семенова и близлежащих сел вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек.
В начале 20 века ложкарное производство и точение чашек в основном сосредоточилось в Семеновском уезде Нижегородской губернии (откуда и идет знаменитая "Хохлома") и Макарьевском - в каждом мастерами умельцами изготавливалось до 150 миллионов деревянных ложек.
«Деревянная ложка (главный промысел Ниж. губ. Сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки». («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля).
В статье А. Лемана «Ложки и ложкари», опубликованной в журнале «Исторический вестник», 1902, №6, читаем: «В селе Медведеве работают востроносые ложки, в Ларионове полубаски, в Деянове уполовники и совки, а в самом Семенове работают очень мало, да и то только осенью».
В 1910 году в Семеновском округе вырабатывалось до 170 миллионов ложек, отправляемых в Сибирь, Венгрию, Персию, на Балканы. Ложкарным промыслом занимались в 135 селениях, насчитывалось 9 000 ложкарей. В семеновском регионе создался ложкарный центр страны.
Семеновские мастера делали ложки "такие приглядные да ловкие, - писал сказочник С. В. Афоньшин, - что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали".
В 1999 году в течение двух дней, 27 и 28 августа, в городе Семенове праздновали тысячелетие русской расписной ложки. На территории ОАО «Хохломская роспись» поставили памятник знаменитому Семену-ложкарюпо - преданию основателю ложкарного промысла, которым занимался весь Семеновский уезд.