Мастерская Валерия и Татьяны Гришиных.

viz_grishiny.jpg

Мастерская Валерия и Татьяны Гришиных

КЕРАМИКА.
Керамические иконы.



Татьяна Владимировна
и Валерий Михайлович Гришины

Их семейный, а потом и творческий союз сложился в годы учебы в Абрамцевском художественно-промышленном училище. После окончания училища Гришины по распределению поехали в Горький. Оказалось, что завод, на который их направили, еще не построен. Настояв на свободном распределении, они уехали в Караганду, где на кирпичном заводе, единственном в Казахстане выпускающем глазурованный кирпич, организовали гончарный цех, разрабатывали образцы и создавали свои работы. «Свои университеты» они прошли именно здесь, работая с ведущими мастерами, воплощая их замыслы в монументальных керамических панно.
Другим ответственным и интересным творческим заданием стал заказ от Байконура на декоративные блюда и вазы.
Вернувшись в Горький, они работали на кирпичном заводе "Керамик". В это же время Гришины начали выполнять творческие заказы для Союза художников и участвовать в выставках, в том числе и всероссийских. Их работы пользовались неизменным вниманием и успехом не только зрителей, но и специалистов. У мастеров появилась мастерская со своей печью для обжига керамики в помещении бывшей Сергиевской церкви. В этом помещении они работали 21 год. Многие известные работы Гришиных выполнены именно здесь. Но пришло время, когда храмы стали передавать церкви – им выделили другую мастерскую, из которой их, как и других художников, через 4 года просто выкинули на улицу – здание попало в зону строительства метро. Тогда Гришины обратились к директору кирпичного завода В.А. Ширяеву (ОАО"Керма"), с которым были знакомы по выполненным ранее работам. Он предоставил им помещение, в котором они работают уже 5 лет.

Язык керамики Гришиных доступен и понятен не только взрослым, но и детям. Думаю, похвастаться этим может не каждый мастер. Монументальные панно, выполненные для различных детских учреждений (детских садов, поликлиник, театра кукол) украшают их интерьеры и сейчас.
Среди станций Горьковского метрополитена, облицованных мрамором и выполненных в сдержанных тонах, выделяется станция «Заречная» - ее вестибюли украшают 2 панно, выполненные мастерами в 1985 году. («ГРАД КИТЕЖ», "ЮНОСТЬ")
Панно и рельефы Гришиных можно увидеть во многих общественных интерьерах.
Изразцы - начинали это направление Гришины со своих, авторских изразцов, но было большое желание восстановить традиционные балахнинские. Это произошло, когда именно им поручили возвратить первоначальный облик изразцам старинной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это была грандиозная работа – 15 видов традиционных балахнинских изразцов XVII века в керамике, расписанные цветными поливами, общим количеством 800 штук были выполнены Гришиными для храма! Технология изразца знакома многим керамистам. Заслуга Гришиных – в восстановлении подлинного балахнинского рисунка, рельефа, колорита изразца.

У Гришиных есть постоянно действующая выставка в наших нижегородских храмах. Речь идет об иконах, которые уже много лет создают мастера. Первая икона была для храма Святой мученицы Татьяны в 1998г. Иконы – надвратные и храмовые, выполненные Гришиными, теперь во многих монастырях и храмах России.

Творчество Гришиных обозначило новое направление в развитии керамики – создание фасадных и интерьерных храмовых икон.

На занятие иконным искусством их благословил митрополит Николай, когда мастера выполняли иконы для Архангельского собора Нижегородского кремля.

Авторские повторы икон, выполненные для храмов России, представленные на выставках, непременно становятся достопримечательностью, так как выполненные в строгом соответствии с каноном они отличаются особым гришинским почерком.

Выставка Гришиных «Рожденная верой…закаленная огнем» в музее «Новый Иерусалим» длилась целых два года (2010-2011). По признанию специалистов «работы наших земляков оказались не только сопоставимы по художественному уровню с великолепными образцами искусства средневековых мастеров, но и обозначили в современных условиях новое направление в развитии керамики – в создании фасадных и интерьерных храмовых икон» - искусствовед Л.И. Помыткина.

И.В. Маршева, искусствовед, куратор персональной выставки Гришиных в Нижегородском выставочном комплексе «Небесное и земное»: «Среди базовых иконографических канонов есть «Спас на чрепии», то есть Спас на керамической поверхности. Татьяна и Валерий продолжают одну из древнейших иконографических традиций украшения фасадов и интерьеров храмов такими изображениями. На мой взгляд, одна из жемчужин работы авторов в этой области - оформление Пещерного монастыря в г.Сарове. Никакой другой материал там не живет, а керамика создает действительно долговечную возможность поклоняться святым образам». Мастерами было выполнено для монастыря 8 храмовых икон и 20 келейных.
Одна из самых больших икон - для церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Нагуево, Вл.области,3х4м) - на ее выполнение ушло 3 года.

Почерк Гришиных узнаваем –выполненные ими вазы, декоративные тарелки, пласты, рельефы наполнены теплом, добрым и внимательным отношением мастеров к окружающему – людям, природе. Подкупает пластическая смелость и непосредственность в работах – их манера сродни народной традиции – в чем-то напоминает и городецкий пряник и глиняные свистульки. Интересно, что основой для изделия может стать любой предмет – чайник, банка для соления, ваза. Воображение и руки художников населяют их людьми, животными, разыгрывая целые сценки. Добрый юмор и дружелюбный взгляд на мир отличает работы Мастеров.



Татьяна Владимировна и Валерий Михайлович Гришины -
заслуженные художники России, лауреаты премии г. Нижнего Новгорода, обладатели медали «За вклад в наследие народов России», серебряной медали Союза художников «Традиции. Мастерство. Духовность».



  • Персональная выставка "Небесное и земное в керамике Гришиных" .



  • КОНТАКТЫ:
    тел: 8

    Альбом МАСТЕРСКОЙ - ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ.