Сергей Иванович Квач.
Опыт синтезирования традиционных народных и классических принципов обучения в ДШХР (г. Горки, Могилёвская область).
(Из опыта работы)
Народные ремёсла и народное искусство, народные промыслы и культура - понятия, которые в последнее время всё чаще вызывают тревогу и боль, так как они обозначают явления, или постепенно уходящие из современной жизни или претерпевающие такие изменения, которые язык не поворачивается называть народными.
Между тем развитие традиционных промыслов и народного искусства в нынешних условиях дело далеко не простое, так как разрушается сама среда, которая породила и способствовала развитию традиции.
В конце XIX - начале XX века в России были заложены основы профессиональных школ и кустарно-ремесленных
художественных мастерских, в которых развитие народного творчество получило не только поддержку, но и научное основание.
Знаменитые Абрамцевские и Талашкинские мастерские, школа Н. Д. Бартрама, создателя первого в России музея игрушки, школа художественной обработки дерева в Семёнове Нижегородской области и других регионах способствовали развитию кустарных промыслов и народных традиций.
В век индустриализации, пожалуй, именно в Советском Союзе были созданы условия для современного развития предприятий промысловой отрасли народного искусства. Училища при фабриках и система наставничества, помощь столичных научных заведений и консультации ведущих специалистов подняли народные промыслы в России и во многих республиках на высокий современный художественный уровень. Неслучайно, именно в этот период семёновская матрёшка получила мировое признание как символ России. В Советских республиках уделялась особое внимание развитию традиционных форм культуры и искусства, сохранению самобытности и воспитанию молодых мастеров.
В Белоруссии в 80-90-х годах XX века начали набирать популярность Дома ремёсел, где аккумулировалась вся информация о народном искусстве края, где в кружковой форме народные мастера передавали свой опыт детворе и юношеству. Но в работе данных заведений вскоре обнаружились некоторые ограничения в творческом развитии детей, которые стремились продолжить своё художественное образование и попробовать силы в других видах профессионального искусства. Репродуктивный метод передачи практического опыта от мастера ученику и отсутствие теоретических и практических навыков работы в классической живописи, рисунке и композиции не позволяли этим ребятам выйти на достаточный уровень для поступления в специальные учебные заведения. С этим пришлось вплотную столкнуться и нам в созданном нами в 1992 году Доме ремесел в г. Горки Могилевской области.
Так в 1995 году при Доме ремесел была организована Детская школа художественных ремёсел - первая не только в Могилёвской области, но и в Белоруссии.
Концепция школы нового типа, где основы народного ремесла сочетались с художественно-изобразительной классической системой и с историко-теоретическими дисциплинами, разработанные программы по композиции и прикладных занятий в мастерских предусматривали как погружение в народную культуру, так и освоение изобразительной грамоты, и изучение истории мирового искусства. К сожалению вердикт Института проблем культуры в Минске, куда я обратился за поддержкой концепции новой школы и анализом наших программ по всему комплексу предметов был неутешителен. Там в это время культивировался подход к передаче «инситного» искусства от бабушки(деда) к внучке (внуку), классические понятия композиции, цветоведения и истории искусства(в т. ч. и декоративного и прикладного) и близко не подпускали к художественным ремеслам. Но на месте, при поддержке Горецкой городской и районной администрации детская школа художественных ремёсел начала свою работу.
От классической художественной школы её отличало то, что в основе практического и теоретического курса декоративной и станковой композиции лежала народная культура с её традициями, праздниками, произведениями прикладного искусства.
Уже с подготовительного и первого классов изучение и копирование образцов дополнялось работой над собственными эскизами для керамики, вышивки, ткачества, соломоплетения и художественной обработки дерева.
В рисунке, живописи и композиции делался акцент на особенностях стилизации натуры и понимание условности изобразительного языка, стилистической специфики. Реалистические и декоративные подходы к стилизации натуры, схематизации и абстракции как разные степени формообразования постепенно постигались учениками от простого, элементарного к сложным затейливым композициям.
За время обучения дети пробовали свои силы в самых разных материалах и к выпускной композиции выбирали тот, который был наиболее по душе и способствовал выявлению в данном виде народного искусства таланта ученика. Рождение идей, разработка концепции и эскиза выпускного произведения, выполнение его в материале, давало возможность не просто познакомиться с тем или иным видом народного искусства, но и творчески развить способности художественного мышления в русле традиции, и создать оригинальное произведение на основах того или иного ремесла.
На дополнительном пятом году велась целенаправленная подготовка ученика школы к поступлению в выбранное им учебное заведение художественного профиля. Уже первый выпуск показал продуктивность данной методики обучения 100% поступаемостью в художественные училища и вузы выпускников школы. Высокий процент поступления сохранялся и в другие годы.
Мало того, организационно с методическим обеспечением нам удалось совместно с отделом образования сформировать художественные классы (тогда это носило формулировку «с художественным уклоном») на базе средних общеобразовательных школ на селе и в городской школе №3 г. Горки.
В последствии выпускники Детской школы художественных ремёсел города Горки становились специалистами в самых разных областях, некоторые из них связывали свою судьбу именно с народными промыслами, других более привлекало художественно-профессиональное творчество, иные предпочитали профессии в других областях, но для всех было характерно понимание значимости народной культуры и искусства, глубокое уважение к культуре других народов.
Сегодня школа успешно развивается. Президентская опека, множество дипломов и грамот, выступление в Москве и других городах мира, позволяют школе работать в русле современных тенденций, осваивая не только народные традиции и изобразительную классику, но и технологии фолкдизайна.
Произведения преподавателей, мастеров и учеников школы украшают общественные и частные интерьеры не только Республики Беларусь, но и России, Германии, Голландии, Франции, США, Финляндии и других стран мира.
Опыт школы показал жизненность разработанной концепции, распространился в других районах Могилевщины. Она и сейчас является флагманом в сети детских профессиональных художественных школ уже не только на Могилевщине, но и в республике.
Ленинская детская школа искусств и художественных ремесел;
Коптевская детская школа искусств и художественных ремесел с филиалами в агрогородках Каменка, Горы;
Добровская детская школа искусств и художественных ремесел;
народные любительские объединения «Скарбшца», «Лозинка»( на базе районного Дома ремесел),
народная детская студия художественного творчества «Чарадзейка»,
образцовая детская студия изобразительного творчества «Мастихин»(на базе детской школы художественных ремесел.