Промыслы и ремесла стран-сборных, играющих в Нижнем Новгороде. ШВЕЙЦАРИЯ.

Switzerland-art.jpg Ремесла и народные промыслы сыграли важную роль в развитии туризма во многих областях Швейцарии, несмотря на то, что границы между народным творчеством и кустарным искусством не всегда очевидны.

Резьба по дереву, Бриенц
В голодный 1816 год токарь по дереву Кристиан Фишер из города Бриенц придумал украшать предметы быта резьбой и стал продавать их туристам. Чтобы удовлетворить растущий спрос, он вскоре начал обучать этому ремеслу других местных жителей. На Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году резьба по дереву из Бриенца получила международное признание. В 1884 году была основана «Школа резьбы Бриенца», а в 1928 году ей был присвоен статус образовательного учреждения и государственной учебной мастерской кантона Берн.
Мастерская, ныне известная как «Школа резьбы по дереву», является единственным местом в Швейцарии, где молодежь может обучиться этому искусству. С 2009 года в Школе также проводится профессиональная подготовка токарей, плетельщиков, бондарей, а также бондарей, специализирующихся на белой древесине. Профессиональные резчики по дереву и в наши дни занимаются как выполнением сложных заказов, так и производством сувениров, ведь резьба по дереву и туризм, несмотря на попытки их разграничить, по-прежнему тесно связаны даже по прошествии 250 лет. Чтобы грядущими поколениями не была утрачена практическая и историческая ценность шедевров «Schnätzen» (резьбы по дереву), в 1990 году была создана «Ассоциация коллекционирования и демонстрации предметов резьбы по дереву Бриенца», в 2009 году преобразованная в «Швейцарский Музей резьбы по дереву».

Производство черепицы
Выбрать подходящую древесину, умело расщепить и разрезать каждую деталь под нужным углом… Ювелирное искусство изготовления черепицы неподвластно времени. Во всей восточной Швейцарии найдется всего с десяток настоящих мастеров черепичного дела. Они без устали трудятся, покрывая крыши и облицовывая фасады сотнями черепичек, – тоненькими, как правило, еловыми пластинками.
Деревянная черепица известна под различными названиями, в зависимости от размера и области (например, tavillons, или дранка, во Фрибуре и кантоне Во). Противостоя непогоде, древесина меняется, и со временем черепица приобретает серебристо-серый оттенок. В Швейцарии самые ранние образцы черепичной кладки относятся к франко-романскому периоду и встречаются в районах Хольдербранк (г. Золотурн) и Обервинтертур. Они – родоначальники славной традиции: по всей территории Швейцарского плато черепица удерживала свои позиции перед кирпичом до самого XVII, а то и XVIII века, а в горных районах применялась и позже.
С появлением новых материалов, а также в целях предотвращения сельских пожаров, применение деревянной черепицы постепенно сокращалось. Именно поэтому сегодня деревянной черепицей можно полюбоваться только на исторических зданиях, альпийских домиках и горных хижинах. Крыши и фасады, крытые деревянной черепицей, – отличительная особенность Фрибура и горных областей кантона Во.
Фасадная черепица служит 100 лет, не требуя замены. Несомненно, изготовление деревянной черепицы – дело непростое, но стоящее; однако это ремесло, требующее от мастера настоящего увлечения своим делом, постепенно уходит в прошлое.

Картины в стиле «пойя»
На фрибурском диалекте короткое слово из двух слогов по-йя («po-ya») обозначает в целом выгон скота к альпийским пастбищам. Однако, с 1960 годов, этот термин стал применяться больше по отношению к картинам, изображающим это важное событие сельской жизни.
Изображения пойя как знак наступления сезона сбора урожая впервые стали появляться на фасадах фермерских домов на склонах фрибурских Альп в начале XIX века. Каждый фермер, имеющий домашнюю скотину, украшал дом изображением своего стада, поднимающегося к летним склонам. Стиль пойя изображает длинную процессию коров и других домашних животных в сопровождении пастухов в высоких шляпах, и некоторые другие типичные для этого образа жизни предметы, во всю длину картины.
Сильвестр Пиду (1800-1871) из Вуадана считается основоположником этого жанра. В его работах отражены постепенные изменения экономики и животноводства в Альпах.
В наши дни на местных фермах можно обнаружить несколько сотен пойя; в этом стиле пишут всего около пятнадцати художников-любителей.
Несмотря на сокращение числа альпийских фермерских хозяйств, интерес к пойя растет, находятся всё новые покупатели: они проникли и во внутреннюю обстановку домов, и в СМИ, а туристов привлекает их декоративность. Картины в стиле пойя также можно увидеть в музее Грюйер в Бюле.

Роспись по мебели
«Сельский стиль» («Bauernmalerei») городов Аппенцелль и Тоггенбург уникален для альпийского народного творчества. В настоящее время он охватывает множество выразительных форм, а его прошлое отражает крайнюю неоднозначность термина «сельский стиль».
В восточной Швейцарии сцены сельской жизни начали изображать еще в XVI веке. В 1750-1850 годах это были грубые росписи на деревянных стенах, мебели и верхних частях окон. В XIX веке настенные панно, подойники в стиле "Sennenstreifen" (узкое вытянутое изображение перегона скота на альпийские пастбища) выполнялись по заказу фермеров, желающих похвастаться своими стадами.
Во второй половине XX века наступили перемены как в самом художественном творчестве, так и в его восприятии. Интересующихся изобразительным искусством заинтересовал сельский стиль. Производство и туризм принялись использовать изобразительное искусство как средство рекламы.
Академики и энтузиасты продолжали изучать «подлинный» сельский стиль и утверждать, что его можно обнаружить лишь в произведениях прошлого, расценивая современные образцы как ностальгию по прошлому, хобби или сувенирную продукцию. Эти заблуждения были опровергнуты: у художников XX века было – и до сих пор есть – невероятное творческое вдохновение, которое не обошло стороной и пишущих картины фермеров. Они нашли свои стили и новые формы выражения для традиционных объектов альпийского изобразительного искусства.

Бернская керамика
в сельском стиле
Область Тун – Хаймберг – Лангнау славится по всей Европе своей богато декорированной в технике ангобирования керамикой ручной работы. Ремесленники – обычно это семейные подряды – применяют традиционную технологию обжига небольшими партиями, создавая уникальные изделия. Долгое время многие фермы сами производили посуду для своих нужд, отсюда термин «керамика в сельском стиле» (Bauernkeramik). В начале XVIII века в кантоне Берн было основано пять гончарных мастерских, каждая из которых имела свою специализацию: в Лангнау, Хаймберге и Альблигене производили посуду, расписанную в технике ангобирования, а в Симментале и Берисвиле изготовлялся фаянс, покрывавшийся белой глазурью. Спрос на керамику в сельском стиле стремительно возрос с развитием туризма в XIX веке. В 1900 годах, в золотой век моды на керамику, многие производители выставляли декоративную керамику, штучные изделия и тунскую майолику на выставках в Париже и Лондоне. Однако в наши дни это мастерство, несмотря на систему ученичества, находится под угрозой исчезновения. С одной стороны, изменение покупательских привычек и оптовый ввоз дешевых изделий создали для гончаров сложные экономические условия. Кроме того, Конфедерация объединила профессии «гончар» и «художник по керамике» в единую отрасль под названием «керамисты».

Искусство декупажа в Пеи-д’Эно
Случается, что простой листок бумаги способен вместить всю поэзию альпийских традиций. Такое маленькое чудо может сотворить искусный декупаж, для которого ножницами или ножом для резьбы скрупулезно вырезаются кружевные узоры. Работы обычно выполняются в виде цельных черно-белых изображений; тем не менее, декупаж может быть самых разных форм и оттенков, иногда представляя собой коллаж из разноцветной бумаги.
Современные художники, работающие в этой технике, увлечены асимметрией, графическими и абстрактными мотивами; в то время как у традиционалистов в почете сцены сыроварения или перегона стад на пастбища, традиционные альпийские поселения с шале и деревянными домами, цветочные композиции или сердца с геометрическими орнаментами.
В округе Пеи-д’Эно, входящего в состав кантона Во, в декупаже часто изображаются символы швейцарской идиллии в исполнении двух прославленных местных мастеров: Иоганн-Якоб Хаусвирт (1809-1871) и Луи Сожи (1871-1953). Из Пеи-д’Эно декупаж, на создание которого художники вдохновлялись окружающей красотой, распространился по всей Швейцарии, получив особую популярность в Заанене, в долине Зиммен и кантоне Фрибур. В других регионах тоже есть свои мастера – Швейцарская Ассоциация «Freunde des Scherenschnitts» («Поклонники Декупажа») насчитывает более 500 членов. Но несмотря на это, во всей Швейцарии до сих пор негде научиться этому искусству, поэтому очень часто в данной технике работают независимые художники-самоучки, и большинство из них зарабатывают на жизнь чем-то еще, или состоят на попечении других членов семьи. Лишь для пяти художников искусство декупажа является основным заработком.


ЧМ2018. ПРОМЫСЛЫ и РЕМЕСЛА СТРАН, сборные которых играют в Нижнем Новгороде
источник: myswitzerland.com/ru-ru/traditional-crafts-by-artists-and-experts.