В деревне Федосеево, что в 10 км от г.Семёнова, к концу XIX - началу XX веков сложился самобытный промысел топорно-щепной игрушки, простой, но очень конструктивной по форме, с незатейливым, даже примитивным, но лихим и ярким растительным орнаментом.
Федосеевская деревянная игрушка получила название «щепьё» ( изделия из щепы – тоненьких дощечек) или «балясы» , то есть «шутки», и отличалась удивительным типологическим разнообразием при своеобразной модульности элементов. Из тёсанных дощечек разной конфигурации и лучинок- столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, лошадок с возками и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели… разнообразные каталки.
Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелёными листиками, цветов, чёрных или фиолетово-синих усиков и завитков. Трудно найти аналоги росписи федосеевской игрушки, как в нижегородском, так и в других регионах России.
Сами распространёнными изделиями у федосеевских «балясников»… были кони-колёски, состоящие из одной фигурки или упряжки по 2-3 коня, с возком или без него… федосеевские кони вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощенная форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост, и ставили такие фигурки на струганную тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него человечка из дерева вырезанного посадить. Федосеевские игрушки- коняшки представляли собой смешную грубоватую рабочую лошадку-трудягу.
Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, забавных человечков, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.
Из книги «Нижегородская игрушка» Н.В. Квач и С.И. Квач.
Литература:
Нижегородская игрушка.Н.В. Квач, С.И. Квач. НН «Литера», 2010
Книга Натальи и Сергея Квачей посвящена нижегородской народной игрушке как одному из ценнейших наследий русской земли.
Авторы постарались рассказать об истории возникновения и бытования в разных центрах нижегородского края промысла игрушки, описать стилевые признаки изделий и представить основных мастеров. Всё это поможет читателю познакомится с народной игрушкой Семенова, Городца, Полховского Майдана, с различными видами нижегородской матрёшки, елочными игрушками, глиняными свистульками.
Книга богато иллюстрирована.