Дмитрий Васильевич ПРОКОПЬЕВ (1902–1942) – исследователь народного искусства нижегородского края
Дмитрий Васильевич Прокопьев родился 7 ноября 1902 года в с. Василёвой Слободе Городецкого уезда Нижегородской губернии. После переезда семьи в г. Саратов он оканчивает в 1918 году 3-ю Саратовскую школу 2-й ступени. С 1919 по 1924 год учится в Саратовском государственном Университете на историко-филологическом факультете. Так как семья была вынуждена уехать из г. Саратова, Дмитрий Васильевич остался один и, учась в Университете, одновременно работает в одном из Саратовских музеев.
После окончания учебы он приезжает в Нижний Новгород и поступает на работу в Нижегородский государственный историко-бытовой музей на должность младшего хранителя. Здесь он проработал с октября 1924 года по декабрь 1929 года.
В начале 1930-х годов он уезжает из Нижнего Новгорода и устраивается научным сотрудником в Музей игрушки г.3агорска Московской области.
С 1938 года Прокопьев переходит на преподавательскую работу в Московский швейный техникум, где читает курс «история костюма».
Осенью 1941 года Дмитрий Васильевич был призван в Красную Армию и направлен на военную подготовку в г.Омск. В феврале 1942 года он в составе части через Костромскую и Ярославскую области переводится на фронт.
Погиб Д. В. Прокопьев в бою под г. Ленинградом 3 мая 1942 года и похоронен недалеко от деревни Никольское Половского района Ленинградской области.
Предметом научных интересов Дмитрия Васильевича Прокопьева было народное искусство, традиционные промыслы и ремесла Нижегородского края.
Он один из первых российских исследователей обратил внимание на такое явление традиционного народного искусства, как городецкая роспись.
В 1927 году на заседании этнографической секции Нижегородского научного общества по изучению местного края Дмитрий Васильевич выступил с докладом «Живопись в крестьянском быту Городецкого уезда Нижегородской губернии». Позднее эта работа была опубликована в «Нижегородском краеведческом сборнике» за 1929 год, и в этом же году доклад по данной теме был прочитан Прокопьевым в Государственном Институте Истории Искусств в г.Ленинграде.
Кроме того, он оказывал и практическую помощь городецким мастерам Курцевской артели по возрождению этого традиционного промысла в 1930-е годы. К сожалению, его большая роль в этом вопросе в наше время остается вне поля зрения исследователей нижегородского народного искусства.
Вместе с научным сотрудником М. П. Званцевым он организует и принимает активное участие в первых экспедициях музея по изучению народного искусства края.
Для обследования местных кустарных промыслов Дмитрий Васильевич неоднократно в 1929 году выезжал в г. Городец и Василевскую волость по заданию Госторга кустарных изделий и Ассоциации по изучения производительных сил области.
Он занимался также изучением выксунского чугунолитейного промысла, набоечного промысла Городецкого и Ветлужского уездов, историей быта населения г. Выксы и Сормова.
Ряд оригинальных идей и предложений Прокопьева был направлен на улучшение внутренней структуры Музея и организацию особого отдела, призванного заниматься традиционными кустарными промыслами Нижегородского края. Однако обстановка в стране, ориентация идеологии вообще и музейной работы в частности на решение задач социалистического строительства не позволили ему реализовать задуманное.
За время работы в Нижнем Новгороде Д. В. Прокопьев проявил себя как неутомимый собиратель и экспозиционер. В сложных условиях тех лет Дмитрий Васильевич много сделал по комплектованию фондов музея, одновременно работая над совершенствованием экспозиции. Он разработал тематико-экспозиционные планы и построил целый ряд интересных выставок: в 1927 году — «Нижегородская ярмарка», «Нижний Новгород во 2-ой половине XIX в.», «Нижегородские дворяне и помещики XVIII–XIX веков»; в 1928 году — выставка, посвящённая современной промышленности губернии и другие.
Прокопьев способствовал формированию музейного фонда, посвящённого Нижегородскому театру, собирал экспонаты, встречался с людьми. Итогом этой работы была выставка и брошюра «Нижегородскому театру 130 лет» (1929 г.). К юбилейным датам наших известных земляков А. С. Гацисского и А. М. Горького он организует выставки и готовит по ним листовку и путеводитель.
В связи с политикой государства на закрытие церковных учреждений, Прокопьев занимался оценкой церковного и монастырского имущества, а также передачей предметов музейного значения в фонды Историко-бытового музея.
Для этого были организованы поездки в Арзамасский, Городецкий, Павловский, Нижегородские уезды. Как искусствоведа и сотрудника музея его привлекали к работе по проведению историко-художественных экспертиз и вывозу имущества из национализированных усадеб помещиков Нижегородского края.
Во время своих экспедиций он постоянно осуществлял фотографирование, обмеры и зарисовки интересовавших его архитектурных объектов, предметов быта и произведений народного искусства. Ясно понимая всю глубину и непреходящую ценность традиционного народного искусства, Дмитрий Васильевич писал: «Я остаюсь благодарен этим вещам за то, что они помогли мне наконец расшифровать весьма мучительные загадки и внести ту ясность, которая всегда хороша для сегодняшнего и намечающегося завтрашнего дня».
К сожалению, его научная деятельность в нижегородском музее была прервана на самом подъёме искусственно развернутой компанией борьбы с так называемыми «чуждыми элементами». В результате скандальных судебных процессов и административного преследования были вынуждены уйти из музея П. И. Крылов, А. И. Иконников и другие. В декабре 1929 года был уволен с работы и Д. В. Прокопьев.
Перейдя на работу в Загорский (Сергиево-Посадский) музей игрушки, Дмитрий Васильевич начал работать над альбомом «Народная игрушка СССР». В него вошло около 300 фотографий игрушек различных регионов страны и большое место было отведено игрушке Нижегородской области.
Д. В. Прокопьев продолжает исследования нижегородского народного искусства, поддерживает научные связи с мастерами Семёнова, Лыскова, Городца и других центров игрушки Нижегородской области.
По данным исследователей, имеется два экземпляра альбома, один из которых хранится в Художественно-педагогическом Музее игрушки РАО (г. Сергиев-Посад), а другой в Сергиево-Посадском историко-художественном Музее-заповеднике. Работа над альбомом была закончена в мае 1936 года.
Находясь в Загорске с 1931 по 1936 год, Д.В. Прокопьев создает большую коллекцию нижегородской игрушки для Сергиево-Посадского музея, ведет переписку с научными сотрудниками различных музеев страны, собирает рукописный материал, рисунки, а также закупает непосредственно у мастеров Рязанской, Орловской, Кировской, Ярославской, Пензенской областей лучшие образцы игрушек.
На основании собранных материалов им был написан ряд статей в журналах «Советская игрушка», «Наши достижения» и других, а также в различных газетах.
В эти годы Д. В. Прокопьев работает и над своей будущей книгой «Художественные промысла Горьковской области». На её страницах были не только показаны истоки художественных ремесел на Нижегородской земле, но и охвачен весь широчайший спектр нижегородских промыслов — художественная обработка дерева, народная керамика, текстиль, а также художественная обработка металла.
Неустроенность московского быта не позволяла автору трудиться над рукописью в столице, и поэтому основные её разделы были написаны Дмитрием Васильевичем в д. Жукове. Об этом он указывал в своём письме родным в ноябре 1938 года: «…у меня здесь часто бывает тошно и противно от сознания, что так трудно и почти невозможно добиться элементарных удобств жизни: права на маленький свой уголок».
Именно Нижегородская земля и работа в историческом музее г. Нижнего Новгорода дали первый толчок для написания этой монографии. Её рукопись хранится в настоящее время в Музее игрушки. В рецензии известного российского исследователя народного искусства В.С. Воронова от 11 апреля 1937 года: «Труд Д. В. Прокопьева, составленный с полным знанием предмета и большой эрудицией, следует признать как весьма ценное достижение нашей небольшой историко-художественной литературы, посвященной проблеме изучения народного творчества».
В это же время активизируется и его деятельность по собиранию иллюстративного материала, вошедшего позднее в окончательный вариант издания. Он обращается в Горьковский исторический Музей с просьбой о предоставлении ему возможности сделать фотоснимки и зарисовки с необходимых для книги музейных экспонатов.
В 1939 году в Горьковском областном издательстве книга Д. В. Прокопьева, увидела свет. Дмитрий Васильевич, радостно ожидавший это событие, написал в письме: «У меня же ожидается выход большой книги, с которой я мучился позапрошлое лето. Это очень важный момент в жизни — вроде рождения первого ребенка». Значение этой монографии с года
ми не только не становится меньше, а наоборот возрастает.