Галина МУРАВЬЕВА Коклюшечное кружево.
ПРОЕКТ
"Стратегия развития народных художественных промыслов на период до 2020 года" разработана в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 354.
Задачи Стратегии:
Сроки реализации: 2014–2020 годы:
I этап: 2015–2016 годы
II этап: 2017–2018 годы
III этап: 2019–2020 годы
Ожидаемые результаты:
Механизм реализации Стратегии базируется на выполнении мероприятий в области организационного, инновационного и инвестиционного развития отрасли народных художественных промыслов, предусмотренных в Стратегии, а также мероприятий, предусмотренных государственными, ведомственными целевыми и региональными программами.
Стратегия развития народных художественных промыслов на период до 2020 года представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, направленных на сохранение и развитие народных художественных промыслов.
Стратегия рассматривает НХП как одну из важнейших традиционных форм культуры народов Российской Федерации, способствующую сохранению их национальной идентичности. В связи с этим сохранение и возрождение НХП, стимулирование их спроса, продвижение изделий промыслов на внутренние и внешние рынки относится к задачам общегосударственного значения.
Стратегия:
Цели и задачи Стратегии определяются с учетом специфики отрасли и уникальности каждого отдельного предприятия как с точки зрения производственного цикла, так и с точки зрения художественно-стилевых особенностей промысла.
Стратегическая цель – сохранение и развитие народных художественных промыслов как универсальной ценности, определяющей самобытость и жизнеспособность российского народа; как важной части материального и нематериального культурного наследия народов России; ресурса для инновационного развития туризма, культуры и образования.
Стратегия опирается на признание НХП одним из важнейших инструментов развития современной отечественной культуры, основой этнокультурной самоидентификации и активизации творческого потенциала народов Российской Федерации.
Одна из важнейших целевых установок Стратегии – формирование человеческого капитала, – входит в число приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года и служит основой ее процветания в будущем.
НХП, исторически сложившиеся и действующие на основе традиций местной культуры, являются национальным достоянием Российской Федерации.
Основные характеристики традиционного народного художественного промысла:
Стратегия призвана способствовать решению комплекса проблем, затрудняющих стабильное функционирование и развитие сферы НХП, стать базовым документом для разработки программ, подпрограмм, проектов, планов и мероприятий федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Стратегия и План мероприятий по ее реализации направлены на эффективную реализацию государственной политики по поддержке НХП как государственного народного достояния.
Главной целью государственного регулирования сферы НХП в России является создание необходимых условий для сохранения и устойчивого развития этой сферы в целях реализации творческого потенциала народа, повышения качества его жизни, патриотического воспитания, а также развития в местах традиционного бытования НХП специализированных туристских комплексов (далее – СТК).
К приоритетным направлениям государственной поддержки в сфере НХП следует отнести:
На основании анализа состояния рынка сбыта НХП необходимо отметить следующее:
1. Изделия НХП не являются предметами повседневного спроса, а по своим свойствам относятся к товарам, удовлетворяющим культурные потребности. В связи с этим:
2. Изделия НХП могут и должны быть включены в число товаров, закупаемых для государственных нужд – для учреждений образования в качестве наглядных пособий; для подарочных фондов органов власти всех уровней и корпораций; для пополнения (научного комплектования) Музейного фонда Российской Федерации.
3. Изделия НХП нуждаются в активном продвижении к потребителю, а именно в постоянном информационном присутствии, а также в постоянных рекламных и PR-компаниях, ориентированных на целевые аудитории.
Сохранение и развитие организаций и ИП в сфере НХП означает не только сохранение культурного наследия народов, проживающих на конкретной территории, но и направлено на социальную стабилизацию общества, решение социальных задач за счет повышения уровня занятости и создания новых рабочих мест.
Существенной проблемой отрасли является нехватка специалистов как художественных, так и рабочих специальностей.
На начало 2011 г. профессиональную подготовку по конкретным видам традиционного прикладного искусства осуществляли 20 профильных средних и начальных профессиональных учебных заведений муниципального и федерального уровня, расположенных в местах традиционного бытования НХП (данные ректора ВШНИ В.Ф.Максимович). Однако, в 2012 г. средние профессиональные учебные заведения федерального уровня были переданы в качестве филиалов вузам (не всегда по профилю).
В качестве государственных приоритетов в сфере образования Стратегия рассматривает:
1. Укрепление предприятий в местах традиционного бытования НХП творческими кадрами; подготовка высококвалифицированных художников и других базовых специалистов для НХП.
2. Развитие учреждений профессионального образования, соотнесенных с конкретным видом искусства, расположенных в местах традиционного бытования НХП, с целью профессиональной ориентации молодежи, сокращения ее оттока из регионов и обеспечения ее занятости.
3. Обеспечение дошкольных и средних общеобразовательных учреждений лучшими образцами всех видов НХП с целью изучения детьми и подростками культуры и искусства народов России.
4. Проработка с заинтересованными органами государственной власти, образовательными учреждениями и предприятиями народных художественных промыслов возможности введения в образовательные стандарты общеобразовательных школ в качестве обязательного предмета истории искусства России, в рамках которого будут изучаться НХП (скорректировано).
Принимая во внимание государственные приоритеты в сфере образования и с учетом особенностей профессионального образования в области НХП, необходимо:
1. Изучить возможность создания базового сетевого ВУЗа профессиональной подготовки и научного сопровождения профессионального образования в области НХП.
Его важнейшей задачей станет создание единого художественно-образовательного эстетического пространства, основанного на общности взглядов на историю, возрождение, сохранение и развитие НХП.
2. Разработать стратегию развития профессионального образования будущих художников НХП, неотъемлемой частью которой станет организация художественно-творческих лабораторий и мастерских, основанных на сохранении художественно-технологических традиций каждого конкретного вида НХП в местах их бытования.
3. Разработать и внедрить единую систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки базовых специалистов НХП.
4. Отнести все учебные заведения, расположенные в местах традиционного бытования НХП и готовящие для них кадры с высшим и средним профессиональным образованием, к нетиповым, поскольку для них характерны:
5. Создать единую учебно-методическую базу с использованием дистанционных методов обучения по модульному принципу и образовательный портал.
6. Разработать сквозные преемственные учебные программы по всем дисциплинам учебных планов различного уровня: среднего и высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования.
7. Разработать единую научно-обоснованную систему мониторинга качества профессионального образования в сфере НХП.
8. Обеспечить доступность в местах традиционного бытования НХП музейно-образовательных услуг, ориентированных на воспитание у детей и подростков базовых знаний по отечественной культуре, в том числе по традиционным НХП.
1. Одной из внешних проблем развития НХП является в современных условиях недооценка значения народных художественных промыслов и их ресурсного потенциала в следующих сферах:
1.1. В общественной сфере
Проявляется явная недооценка значения НХП в качестве основы этнокультурной самоидентификации народов Российской Федерации в окружающем глобальном мире. Потенциал НХП не используется и в патриотическом воспитании граждан.
1.2. В сфере культуры
В настоящее время народное искусство, в том числе НХП, не признаны ресурсом развития современной отечественной культуры и основой активизации творческого потенциала народов Российской Федерации.
Крайне редко проводятся специализированные выставки изделий НХП, имеющих высокую художественную ценность. Пополнение Музейного фонда Российской Федерации произведениями выдающихся современных мастеров проводится редко и нерегулярно. Отсутствует система поддержки изготовителей изделий НХП путем закупки изделий для подарочных фондов органов власти, а закупка на конкурсной основе приводит к приобретению дешевых изделий низкого художественного уровня.
Проявляется негативная тенденция, сближающая, а порой и отождествляющая изделия НХП с выполняемыми вручную изделиями ремесленников и с сувенирной продукцией, использующей народную образную систему, но не являющейся произведениями народного искусства. В результате государственная поддержка оказывается производителям массовой низкокачественной продукции.
1.3. В сфере экономики
В экономической сфере потенциал НХП также недооценен. Организации, производящие изделия НХП, играют существенную роль в обеспечении занятости в ряде районов. При успешном развитии туристического потенциала мест традиционного бытования промыслов будут создаваться новые рабочие места благодаря развитию туристического бизнеса, реализации проектов по созданию инфраструктуры, организации мест общественного питания и т. п.
1.4. В сфере образования
В программы всех уровней образования (от дошкольного до вузовского) необходимо включить сведения по народному искусству и НХП на основе современных теоретических разработок и анализа практической деятельности НХП.
Изделия НХП могут и должны применяться в качестве наглядных пособий в учреждениях дошкольного и среднего образования при знакомстве с традиционной народной культурой, при преподавании курсов краеведения, мировой художественной культуры; а также творческих и искусствоведческих дисциплин, предметов, включенных в региональный компонент.
1.5. В сфере туризма
В разрабатываемых и реализуемых программах развития туризма места традиционного бытования НХП не рассматриваются в качестве объектов, привлекательных для отечественных и иностранных туристов. Однако опыт Нижегородской и Кировской областей свидетельствует, что места традиционного бытования НХП могут стать уникальными по привлекательности туристскими комплексами.
1.6. В сфере международного признания НХП России
Уникальные процессы/знания/технологии НХП имеют мировую культурную ценность. Необходимо изучение возможностей отнесения НХП к нематериальным объектам Всемирного наследия с последующим включением их в Список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. Это позволит привлечь дополнительное внимание к проблемам промыслов, станет одним из факторов, способствующих формированию бренда народных художественных промыслов России и его продвижению на внутренние и внешние рынки туристических услуг.
2. Внутренние системные проблемы отрасли НХП.
2.1. Проблема маркетинга и сбыта.
В советский период вся или значительная часть продукции НХП приобреталась торгово-закупочными объединениями или государством. Отсутствие опыта в области продаж поставило многие предприятия НХП в сложнейшие финансовые условия, а некоторые из традиционных промыслов к настоящему моменту утрачены.
Для всех предприятий, выпускающих изделия НХП и включенных в формируемый в соответствии с данной Стратегией Единую базу данных, требуется создание единой информационной системы, которая позволит донести до потенциальных покупателей комплексную информацию об ассортименте изделий НХП, их авторах, ценах, условиях и местах их приобретения.
2.2. Проблема правового регулирования функционирования НХП.
Для решения данной проблемы требуется принятие системы мер по уменьшению налогового бремени для изготовителей изделий НХП.
Значительный объем контрафактных изделий представляет серьезную угрозу для сферы НХП как для отрасли с большой долей ручного труда.
2.3. Проблема финансирования.
Основная проблема изготовителей изделий НХП (организаций и ИП) – нехватка финансовых ресурсов как для сохранения производства изделий народного промысла, так и для его развития. В настоящее время предприятия НХП функционируют в основном как субъекты малого и среднего бизнеса, претендующие на господдержку и периодически получающие ее через Минпромторг России, Минэкономразвития России, а также профильные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако существующая суммарная финансовая и налоговая поддержка не позволяет сотрудникам этих предприятий получать даже среднюю по региону заработную плату. Многоуровневая система поддержки из различных источников предполагает значительный объем подготовительной юридической, организационной и финансово-аналитической работы самих получателей, что в большинстве случаев накладывает дополнительные обременения на малые и средние предприятия НХП.
2.4. Кадровая проблема.
Подготовка кадров является для НХП одним из ключевых вопросов. Специфика ситуации в том, что в стране практически потерян системный подход к подготовке профессиональных кадров в этой сфере. В связи с крайне низкой заработной платой ощущается острая нехватка квалифицированных кадров: рабочих специальностей, художников, специалистов, занимающихся продвижением изделий НХП и их сбытом. Большинство выпускников учебных заведений, получающих художественное образование по профилю НХП, не идут работать на предприятия НХП. Непривлекательной в плане материального обеспечения и карьерного роста является сфера НХП для квалифицированных специалистов, имеющих успешный опыт организации логистики и сбыта продукции. Для повышения престижа профессии мастера НХП требуется государственная поддержка подготовки, организации и проведения региональных и общероссийских выставок-продаж и конкурсов по базовым профессиям специалистов, работающих в сфере НХП.
2.5. Проблема технического перевооружения.
Требуется замена и модернизация оборудования. Это важная стратегическая задача, решение которой осложняется тем, что на техническое перевооружение нужны значительные средства, которые у большинства изготовителей изделий НХП отсутствуют.
2.6. Проблема снижения художественного уровня изделий НХП.
В связи с тем, что профессии, связанные с производством и продвижением изделий НХП, не престижны и наблюдается дефицит квалифицированных кадров, снижается качество выпускаемых изделий, нарушаются традиционные технологии их изготовления. Требуется принятие эффективных мер по повышению художественного уровня и качества изделий НХП: грантовая поддержка авторов высокохудожественных произведений; регулярное проведение выставок, смотров и конкурсов изделий НХП; премирование, выплата фиксированных надбавок за высокое качество изделий; методическое обеспечение деятельности НХП; совершенствование работы Экспертного совета по НХП Минпромторга Российской Федерации и художественно-экспертных советов по НХП в регионах.
3. Проблема утраты НХП.
Некоторые промыслы исчезли, и, возможно, безвозвратно, поскольку утрачены традиционные технологии, нет мастеров, которые могли бы их возродить. В некоторых случаях восстановление утраченных промыслов может стать экономически нецелесообразным. При этом имеются территории, где возрождение промыслов актуально и может рассматриваться как важная государственная задача, поскольку будут возобновлены традиционные формы народного искусства, в сельской местности появятся очаги роста, привлекающие туристический поток и обеспечивающие занятость местного населения. В ряде регионов ведется восстановление НХП. Так, в Вологодской области возрождаются ручное ткачество, кузнечный промысел, тиснение и раскраска по бересте. В Республике Карелия ведется работа по возрождению олонецкой керамики, в Республике Татарстан – по возрождению художественной обработки кости и рога, художественному ручному ковроткачеству и ковроделию.
В целях выработки общих методологических подходов к вопросам восстановления утраченных промыслов, определения наиболее ценных в художественном отношении утраченных НХП и тех мест, где их возрождение приведет к заметным положительным сдвигам в социально-экономическом развитии территорий, целесообразно разработать и реализовать на федеральном уровне Программу возрождения утраченных народных художественных промыслов.
Для решения обозначенных проблем, накопившихся в сфере НХП, необходимо применить комплексный и междисциплинарный подходы. Предлагаемые меры отвечают этим принципам и являются первоочередными.
Одним из ключевых для отрасли событий должно стать принятие кардинальных мер по созданию организации, обеспечивающей информационную и экспертно-аналитическую поддержку народных художественных промыслов, стимулирующую спрос на продукцию НХП путем ее продвижения и популяризации, осуществляющей межведомственную координацию для интеграции НХП в сферы туризма, культуры, образования, а также курирующую подготовку кадров для НХП.
Деятельность КО НХП должна способствовать сохранению имеющегося многообразия форм НХП, продвижению и популяризации продукции НХП, а также содействовать формированию у подростков и молодежи интереса к традиционным формам национальной культуры и искусства.
Создание КО НХП представляется целесообразным исключительно в форме некоммерческой организации, ориентированной, в первую очередь, на организацию PR-мероприятий, способствующих продвижению продукции предприятий промыслов на внутренний и внешние рынки, и оказание консалтинговых услуг.
Основные задачи КО НХП:
1. Подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы НХП;
2. Анализ ситуации в сфере народных художественных промыслов и изучение условий и потенциальных возможностей для восстановления традиционных промыслов;
3. Проведение экономического аудита организаций НХП и создание Единой базы данных субъектов НХП, мониторинг ситуации в сфере НХП;
4. Консалтинговые услуги; оказание помощи в разработке и реализации программ развития организаций НХП, их маркетинг-планов;
5. Обобщение и систематизация имеющейся информации по проблеме контрафактной продукции и опыта по защите интеллектуальных прав предприятий народных художественных промыслов;
6. Создание единого электронного портала, посвященного народным художественным промыслам;
7. Практическая помощь субъектам НХП в подготовке кадров путем подбора и взаимодействия с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования;
8. В рамках межведомственного взаимодействия – разработка и внедрение единой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки базовых специалистов НХП, научно-обоснованной системы мониторинга качества профессионального образования в сфере НХП и трудоустройства выпускников;
9. Проведение обучающих семинаров для сотрудников правоохранительных органов, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросам противодействия контрафактной продукции;
10. Организация и проведение фестивалей, форумов, выставок, выставочно-ярмарочных мероприятий, конкурсов, конференций, семинаров, стажировок и обменов в Российской Федерации и за рубежом;
11. Информационное и научно-методическое обеспечение субъектов НХП;
12. Мониторинг закупок органами государственной власти продукции у предприятий народных художественных промыслов для наградных и подарочных фондов;
13. Подготовка и участие в реализации предложений по созданию и укреплению туристических комплексов в местах традиционного бытования промыслов;
14. Участие в адаптации ассортимента изделий НХП к современным нуждам, помощь в создании и укреплении брендов отдельных предприятий и отрасли в целом;
15. Разработка и внедрение мер по стимулированию сбыта продукции НХП и изучению возможностей для организации специализированной системы сбыта НХП;
16. Оценка состояния технологического оборудования предприятия народных художественных промыслов и подготовка предложений по модернизации изношенного оборудования.
17. Изучение иностранных практик поддержки традиционных ремесел и художественных производств, отбор наиболее эффективных и адаптация данного опыта к российским реалиям;
Структуру КО НХП должна отличать четкая функциональная специализация и широкое поле взаимодействия с организациями и ИП НХП, художественно-экспертными советами субъектов Российской Федерации, профильными органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, образовательными, музейными и туристскими организациями.
Ожидаемые результаты функционирования КО НХП на отдаленную перспективу (до 2020 г.):
Как одно из приоритетных направлений деятельности КО НХП маркетинговые мероприятия будут направлены на популяризацию НХП, внедрение художественных элементов и предметов НХП в повседневную жизнь, адаптацию образов и ассортимента НХП под современные нужды.
Основные цели: обеспечить узнаваемость брендов народных художественных промыслов, сформировать рынок высокохудожественной продукции в России и за рубежом, обеспечить информирование и ознакомление потребителей с полным ассортиментом и многообразием продукции народных художественных промыслов России.
Поставленные цели предусматривают меры по привлечению аудитории всех возрастов при помощи полного спектра рекламных и РR-технологий, межведомственной поддержки и создания партнерских проектов с коммерческими компаниями и корпорациями.
Для продвижения брендов народных художественных промыслов необходимо проведение исследований и прогнозирование на рынке НХП.
Создание и продвижение Интернет-ресурсов НХП предусматривает:
Одним из путей продвижения НХП в информационное и культурное пространство должна стать разработка и реализация партнерских программ с банками (например, выпуск серии пластиковых карт с символикой и предметами НХП, социальных карт для льготных категорий граждан), Союзом филателистов России, Федеральным агентством связи, ФГУП «Почта России» и др.
Перспективным представляется использование возможностей социальной рекламы и социального маркетинга, а также взаимодействие с образовательными учреждениями.
Деятельность КО НХП в рамках интеграции НХП в индустрию туризма возможна в следующих направлениях:
Первое направление интеграции предпочтительнее с точки зрения сохранения и популяризации НХП как культурного наследия России, поскольку предполагает средовой подход и превращение мест традиционного бытования НХП в туристические комплексы общероссийского и международного значения, дающие мощный импульс развитию регионов. Создание современного комплекса объектов показа – с музеями, салонами-магазинами, интерактивными программами обучения, в контексте знакомства с памятниками истории и культуры, посещением действующих духовных центров – позволит ярко и интересно донести до посетителей художественную ценность НХП, показать их значение в формировании национальной культуры. Это направление интеграции НХП в сферу туризма используется для тех мест традиционного бытования НХП, которые широко известны в России и за ее пределами, привлекательны для большого количества российских и иностранных туристов и имеют высокую значимость в культурном наследии России. Эти места могут стать ядром формирования СТК. Собственниками объектов СТК выступают коммерческие структуры – организации-производители изделий НХП и инвесторы инфраструктурных объектов.
В настоящее время из 64 мест традиционного бытования НХП на основе семи созданы СТК с полной туристической инфраструктурой (объекты размещения, питания, торговли изделиями НХП, автопарковки и др.), на основе восьми – с неполной туристической инфраструктурой, что суммарно охватывает только 24% мест традиционного бытования НХП.
Создание и развитие СТК позволит организациям – изготовителям изделий НХП развивать следующие направления деятельности:
Доходность СТК формируется на основе следующих источников:
Второе направление. В настоящее время объекты или места бытования НХП включены в турпродукт трех туристических комплексов. В девяти субъектах Российской Федерации (Москва, Архангельская, Московская, Новосибирская, Псковская, Свердловская области, Алтайский край, Республики Карелия и Калмыкия) организованы туристические маршруты на основе тесного сотрудничества изготовителей изделий НХП и их общественных организаций с туристическими фирмами.
Реализация Стратегии будет происходить в три этапа.
В рамках 1-го этапа (2015–2016 гг.) намечается усовершенствование нормативно-правовой базы, создание и развитие КО НХП, создание Базы данных организаций и ИП, занимающихся производством, продвижением и сбытом изделий НХП, упорядочение мер государственной поддержки НХП; укрепление брендов организаций НХП и изучение возможностей создания и внедрения единого бренда народных художественных промыслов России (как знака качества продукции НХП), обеспечение эффективности целевого бюджетного финансирования; укрепление кадрового потенциала, развитие системы подготовки кадров для НХП.
В рамках 2-го этапа (2017–2018 гг.) будут созданы новые рынки сбыта изделий НХП, обеспечены условия для продвижения на внутренние и внешние рынки бренда народных художественных промыслов, что приведет к повышению устойчивого спроса на изделия НХП. На данном этапе планируется создание новых рабочих мест в местах традиционного бытования НХП, а также подготовка проектной и инвестиционной документации перспективных мест для развития СТК в местах традиционного бытования НХП.
В рамках 3-го этапа (2019–2020 гг.) планируется завершить инфраструктурные преобразования в сфере НХП, реализовать общеотраслевые инвестиционные проекты.
Наиболее вероятные сценарии долгосрочного развития сферы народных художественных промыслов – инерционный и инновационный.
Инерционный сценарий развития НХП характеризуется стагнацией этой сферы в целом с намечающимся скатыванием к кризису отдельных предприятий НХП. Сценарий базируется на анализе современного состояния НХП и реализуется в условиях, когда по-прежнему происходит недооценка государством ресурсного потенциала НХП, отсутствует целенаправленное информационное обеспечение и продвижение НХП в социокультурную и экономическую среду государства.
В рамках реализации данного сценария Минпромторг России будет стремиться избежать разрушительных перемен в отрасли НХП и обеспечить минимально необходимые потребности ее функционирования в размере планируемых ежегодно (до 2016 года включительно) 315 млн. рублей. Масштабы инновационной и инвестиционной деятельности в сфере НХП будут существенно ограничены.
Реализация инерционного сценария неизбежно приведет к снижению кадрового потенциала отрасли, неизбежному падению доли изделий НХП признанного художественного достоинства в общем выпуске продукции, к снижению присутствия НХП в информационном поле, к закрытию отдельных предприятий НХП и другим негативным последствиям.
Инновационный сценарий предполагает развитие в сфере НХП инноваций по всем направлениям деятельности, в том числе по стратегическому планированию и управлению, координации, информационно-аналитическому обеспечению НХП, продвижению изделий НХП, бюджетированию, ориентированному на результат, развитию государственно-частного партнерства, внедрению современных информационных технологий и др.
Инновационный сценарий предполагает осуществление активной государственной политики в сфере НХП и ее комплексное развитие, усиление инвестиционной составляющей, повышение межведомственного сотрудничества и расширение механизмов привлечения внебюджетных ресурсов.
Достижение целей Стратегии возможно только при реализации инновационного сценария.
Благодаря реализации Стратегии сохранения и развития НХП к 2020 г. будут завершены инфраструктурные преобразования в сфере НХП, оптимизированы меры государственной поддержки, сокращены непроизводственные расходы производителей изделий НХП, актуализирована номенклатура выпускаемой продукции.
Функционирование интернет-портала НХП обеспечит оперативный обмен деловой информацией и опытом, а также прямое обсуждение социальных проблем и методов их решения всеми субъектами Стратегии. Организация и проведение в период реализации Стратегии фестивалей, выставок, ярмарок, конкурсов изделий НХП признанного художественного достоинства и музейного уровня позволит оперативно учитывать тренды развития культуры и промышленности.
К 2020 г. будут созданы условия для сохранения и устойчивого развития сферы НХП. Субъекты Стратегии при системной юридической, научно-методической и маркетинговой поддержке координирующего органа (КО НХП) завершат переход к работе в условиях реальной рыночной экономики.
Важными достигнутыми результатами реализации Стратегии станут:
1. Сохранение и устойчивое развитие народных художественных промыслов России, увеличение доли продукции признанного художественного достоинства (не менее, чем на 20%).
2. Создание из НХП устойчиво развивающегося сектора экономики, способствующего сохранению традиционной культуры народов Российской Федерации путем реализации предложенных мер государственной поддержки.
3. Интеграция в сферу туризма путем создания специализированных туристских комплексов (СТК) в местах традиционного бытования НХП; обеспечение реализации пилотных и других инвестиционных проектов по поддержке и созданию перспективных туристских комплексов.
4. Укрепление положительного образа России в мире через активное присутствие НХП в информационном поле и культурном пространстве путем создания специализированного Интернет-портала, усиления выставочной и ярмарочной деятельности в России и за рубежом (от 4-х выставок и ярмарок ), присутствия в СМИ.
5. Создание координирующего органа, обеспечивающего информационную и экспертно-аналитическую поддержку народных художественных промыслов, стимулирующего спрос на продукцию НХП путем ее продвижения и популяризации, осуществляющего межведомственную координацию для интеграции НХП в сферы туризма, образования, а также курирующего подготовку кадров для НХП.
Полностью текст Проекта - см. прикрепленный файл.
Источник текста: nkhp.ru/docs/psr_nkhp.doc
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
развития НХП на период до 2020г..doc | 341.5 кб |