Семинар "Продвижение продукции НХП в современных условиях".

17 ноября в Нижегородском государственном университете прошел практический семинар для руководителей предприятий НХП Нижегородской области. Он был организован Фондом развития НХП, ННГУ и Центром маркетинга НХП

Событие, на мой взгляд, очень значимое для промыслов региона. Это было первое - "вводное" - занятие, на котором была озвучена проблема - продвижение продукции НХП в современных условиях, в том числе посредством Интернета и выработаны, пока очень общие, пути ее решения. Семинар планируется проводить 1 раз в квартал.

Открывая семинар, Н.Г. Смирнов предоставил слово ректору ННГУ, проф., д. ф.-м.н Е. В. Чупрунову.

seminar_nhp1.jpg
В приветственном слове участникам семинара Евгений Владимирович Чупрунов назвал знаковым событием тот факт, что в университетском зале, где "чаще всего бывают представители науки, бизнеса и учебных заведений ... собрались представители народных художественных промыслов. Это знаково, надо... чтобы мы с вами виделись почаще".
Ректор рассказал об университете, его истории и современном статусе "научно-исследовательского университета", который является признанием заслуг университета и предоставляет большие возможности в научной и образовательной деятельности.
В заключении своего выступления Е.В. Чупрунов пригласил к сотрудничеству представителей НХП.

О задачах семинара, о внутренних резервах развития и пропаганды промыслов - генеральный директор Фонда развития народных промыслов Н.Г. Смирнов
seminar_nhp0_sm.jpg
Николай Гордеевич Смирнов в вступительном слове отметил, что участие ректора Е.В. Чупрунова в проходящем в университете мероприятии - практическом семинаре для руководителей предприятий НХП - подчеркивает значимость события, впервые проводимого Фондом в стенах университета.
Необходимость проведения семинара очевидна - "Нужно учиться: как работать в современных условиях, условиях мирового кризиса, который затрагивает и Россию. Пример отдельных предприятий НХП показывает, что и в этих тяжелейших условиях можно добиваться положительных результатов".
"Художественные промыслы - это действительно наше национальное достояние. В той или иной степени они присутствуют во всех сферах народного хозяйства - в культуре, образовании, промышленности."
"Фонд развития НХП Нижегородской области занимается вопросами развития народных промыслов уже 15 лет и впервые это проходит в такой форме - семинара с ведущими специалистами в вопросах туризма, бизнеса, маркетинга, менеджмента".
"Наши промыслы поддерживаются государством,, но единой программы нет, 10 лет назад эта поддержка была значительно больше. В области принята программа поддержки НХП, но сумма небольшая - 13 млн. рублей.
На совещании с директорами предприятий НХП, которое мы проводили по инициативе министерства предпринимательства, я предложил - давайте создадим внутреннюю программу поддержки промыслов. В каждом районе Нижегородского региона много возможностей поддержать промыслы.
Так, на выставке "20 лет ЛУКОЙЛ" я обратился к А.Г. Спирину с предложением выпустить книгу о народных художественных промыслах Кстовского района, он поддержал это. Представитель "ЛУКОЙЛ" сказал о том, что будет разработана программа по работе с детьми и молодежью.
"Другое направление - ННГУ им. Лобачевского. Мы встречались с ректором университета Е.В. Чупруновым и договорились до нового года разработать программу совместных мероприятий Фонда и университета, подписать "Соглашение".
Договорились издать книгу "Выпускники университета - выдающиеся деятели культуры". Т.И. Емельянова, Шамшурин, Цирюльников, Чуянов, Андриянов - таких людей очень много.
"У нас 3 учебных заведения по народным промыслам: лицей в Семенове,техникум в Павлове и колледж дизайна в НН. Предлагаю взять над ними шефство (совместно с ННГУ) - мы дадим направление (лучшим студентам) для обучения в ННГУ, подумаем об именных стипендиях".
Николай Гордеевич Смирнов подчеркнул, что существует много других направлений, это только часть "внутренней программы", о которой он говорил и, обращаясь к присутствующим, особенно к руководителям предприятий промыслов, предложил подумать над конкретными проектами - что можно сделать в каждом регионе.

Научный подход к обсуждению проблемы был гарантирован составом выступающих спикеров и экспертов и поднимаемых ими тем:

- Иудин А.А., проф., д.э.н., Зав кафедрой прикладной социологии ННГУ - "Мифопластика подарочного продукта".

- Подкар С.Б., к.соц.н., зам. директора музея ННГУ по проектам - "Товарный брендинг и современные маркетинговые комплексы. Индустрия праздничных подарков. Упаковка".

- Гировка Н.Н., зав. кафедрой туризма и гостеприимства ННГАСУ, к.геогр.н. "Туризм и НХП. Возможности и риски конвергенции".

- Мартов С.Е., директор интернет-компании"Вебматекс", руководитель Школы практического сайтостроения в ННГУ. - "Технологии продаж изделий НХП: интернет-маркетинг".

- Козлов В. Д., руководитель бизнес-школы GreenCity.

Возможно, что в процессе обучения будут сформулированы не только проблемы и задачи, стоящие перед предприятиями НХП, но и намечены реальные и конкретные пути их решения. Тогда взаимодействие "науки и практики" будет иметь отдачу и, несомненно, будет полезно обеим сторонам.

Докладчики:

А.А. Иудин
seminar_nhp3_iudin.jpg Из выступления: "В последнее время в проблеме маркетинга территорий возникла тема бытования, функционирования, экономики народных художественных промыслов. Вы представляете очень яркую, очень брендообразующую отрасль не только в Нижнем Новгороде, но и в России.
В сущности, народные художественные промыслы - носители идентичности, именно русской идентичности. Государство пока с трудом это понимает".
" Надо спасать, поддерживать народные художественные промыслы. Проблема заключается в том, что они находятся в таком состоянии, что их как народные художественные промыслы, в традиционном смысле, поддержать невозможно... Именно как массовое производство промыслы начинались с рынка: вся деревня ела деревянными ложками, они быстро выходили из строя... Это было производство чрезвычайно важного и нужного в народном хозяйстве. Сегодня эти промыслы удовлетворяют совсем другие потребности. На эту тему я и хочу говорить.
"Мифопластика подарочного продукта" - так называется мой доклад.
Мы живем в мире мифов.
Многие считают, то миф придуман для того, тобы украсить жизнь.
Как сазал известный сказочник "Сказки - это мифы, в которые перестали верить". Мифы - это сказки, в которые продолжают верить. Чем меньше люди знают, тем больше они находятся (под влиянием мифов).
Сегодня мифопластика осваивается в такой области как брендинг.
Нижегородская область позиционирует себя как "Родина Хохломы". То, что родина хохломы - Ковернино... знают специалисты, основная масса людей уверена, что "там, в Нижнем Новгороде". За границей - "матрешки - это что-то такое русское"
Итак, первая позиция, на которой я хотел бы остановиться -
"Мы живем в мире мифов. Надо позиционировать художественные промыслы как некий миф. Надо создавать вокруг них некое пространство: теперь это не ложка, которой едят. Это - произведение искусства".
"Мифопластика подарочного продукта. Что такое подарок? Некий символ, некий миф. Подарок дорог не сам по себе. Приехал иностранец, гость из Москвы