Вот и сказочке конец?
"СОЮЗ" продолжает акцию "Возродим народные промыслы". Следующий адрес - село Богородское под Сергиевым Посадом
Осенью этого года Богородская игрушка будет справлять столетие. Но не купить ее сейчас запросто, как и не вернуться в детство. На каждом углу Барби и китайские удушливые пластмассы. Запах липы остался в детстве.
Можно сказать, запах этот привел меня в село Богородское, что неподалеку от Сергиева Посада. Сейчас Богородское знаменито не своими курочками-медведями. Тут строят вторую очередь Загорской ГАЭС. Кругом валы и колючая проволока. За обилием самосвалов и огней рабочих отелей не увидать скромненькое здание фабрики игрушек. А за калиткой начинается сказка. Три резных медведя лопают мед на настоящей березе. Лошадка тянет воз. Из деревянного колодца с ведрами глядит немигающим взором волшебная щука. Другую мелочь деревянную я и не упомню.
- Это наши мастера украшают по мере сил и возможностей, - говорит генеральный директор ЗАО "Богородская игрушка" Андрей Лунев.
...
- Мы хоть и будем праздновать официальный век Богородской игрушки, резчиков осталось только 38, - мрачно вздыхает Андрей Анатольевич. - Сто лет назад 19 мастеров объединились в артель. И закрепили, так сказать, товарный знак. Сейчас, как и сто лет назад, работают в основном по домам. Судите сами: в 70-х прошлого века у нас трудились более 300 мастеров. Наши произведения стояли не только в "Детских мирах", но и в валютных "Березках". В экспорте купались. В музеях экспонировались. Золотые медали в Брюсселе, Париже, Нью-Йорке. Да чего только стоит одна бессмертная композиция "Как мыши кота хоронили"!
...
Важность этих деревянных побрякушек демонстрирует лишь один факт. Во время Великой Отечественной несколько богородских мастеров-резчиков были отозваны с фронта. Такое встречалось лишь при изготовлении нашей атомной бомбы...
В 60-м году прошлого века артельным делам пришел конец. Была построена современная фабрика, требующая для производства игрушки по 200 кубов белой липы в месяц. Дерево везли из Серебрянопрудского района, из Луховиц и из-под Владимира. Только 50-летние липы шли в дело. Стволы ошкуривали и помещали на просушку - от трех до пяти лет. Только потом чурбаки поступали в зарубочный цех, где женщины (такова традиция) топорами вырубали поленца. Точно такие идут в печь. А здесь за такую мысль могут и обидеться. Потом, без сучка и задоринки (выражение явно отсюда), к мастерам на верстаки.
...
Мы снимали фабрику целый день. И цеха, и музей, и заблудшую кошку. Но творцы работают в основном на дому. Инструмент помещается в обычный дипломат.
- Почему так мало мастеров? - спрашиваю директора.
- Все сокращается. В 90-х фабрика акционировалась. Как и все другие народные промыслы. Казалось, нас ждут врата рая. Да не только мы пошли по этому пути. И что? Кого уж нет, а те далече. Без поддержки государства нам не выжить.
- Опять деньги...
- Нет. Не деньги нам нужны. А идеология. Воспитание. Вот хотя бы в каждой школе завели уголок русской игрушки. Не только нашей. Пусть дети знают, чем играли их пра-прапрадедушки. Госзаказ разместите. И все - мы выберемся. Почему в Беларуси народные промыслы под охраной, а у нас под прессом налогов?
...
А я опять с вопросом к директору:
- Неужели так и скончается Богородская игрушка? Число мастеров дойдет до 19, как и сто лет назад...
- Тут рядом художественное училище. Минкульту принадлежит, - говорит Лунев. - Так недавно там четыре чеченца окончили курс по нашему искусству. Уехали на родину. Продолжают традиции.
- Курочек режут?
- Зачем? Туров, медведей, орлов. Видел их работы на выставке. Молодцы! Так что хоронить Богородскую игрушку мы не дадим!
...На столе у директора стоит миниатюра: кот у миски. Нажмешь на поршень - хвост у кота ходит кругами в предвкушении. Порвалось там что-то в механизме. И отремонтировать никто не может. Мастера того уж нет, а молодежь идет резать оклады для икон. Это и прибыльнее, и престижнее. Так и стоит кот на столе. Голодный. Ждет ремонта.