Выставка, открывшаяся 20 декабря в художественной галерее - особая. Именно с этого начала свою речь на открытии директор галереи Наталья Владимировна Тюльникова:
"Мы открываем очередную выставку. Это не первая выставка частных коллекций в художественной галерее «Русский век». … Но сегодня у нас особая выставка, потому что мы пригласили в галерею со своими коллекциями лучших нижегородских собирателей – коллекционеров, которые в Международном союзе коллекционеров получили почетную награду – медаль «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела России».
Я представлю вам
Лев Гаврилович Тельнов
Вячеслав Николаевич Ронжин
Марина Моисеинко
Леонид Леонидович Крайнов-Рытов.
Конечно, все мы нижегородцы знаем прекрасно эти имена. Так как эти коллекционеры ни один раз выставляли свои коллекции в разных залах, на разных площадках. И вот сегодня я очень рада, что именно в нашей галерее открылась такая выставка. И я с довольствием представляю слово куратору этой выставки коллекционеру, председателю правления нижегородского отделения российского союза профессиональных литераторов, заслуженному работнику культуры Владимиру Михайловичу Терехову".
Владимир Михайлович Терехов, поблагодарив Наталью Владимировну за приют и всех пришедших за внимание к акции, начал встречу со слов памяти:
"Открывая церемонию вручения, я хочу, чтобы мы все вспомнили ушедшего от нас выдающегося собирателя русской культуры и книжной культуры в первую очередь - Юрия Григорьевича Галая. На днях выходит в свет уже 7 номер «Нижегородского литератора» и впервые он выходит с портретом на обложке. Эту традицию – представления выдающихся нижегородских деятелей культуры мы решили продолжать, помещая их на первой странице. И начинаем с этого выдающегося имени. А в журнале вы можете прочитать о нем добрые слова тех, кто его знал и помнил.
А сейчас – к ныне живущим. Я должен коснуться предыстории как мы появились здесь. Потому что если бы не было у нас в Нижнем Новгороде этого человека – Л.Л. Крайнова-Рытова, которого все присутствующие прекрасно знают, то и не было бы этого события. Он, фактически, является вице-президентом международного союза коллекционеров, отвечает «по совести и долгу сердца» за направление коллекционной деятельности Нижегородской области и благодаря его усилиям – сам он уже награжден не одной почетной наградой этого союза. Но вот сегодня он мне поручил вручить медали «За выдающийся вклад в дело коллекционирования» нашим столпам собирательской деятельности нижегородской области.
Награждается Лев Гаврилович Тельнов за отличия в деле коллекционирования в СНГ.
Своей коллекцией он мог бы заполнить все 2 этажа галереи. Здесь Лев Гаврилович представлен как «открыточник» и собиратель панорам Нижнего Новгорода – чем он известен широкой культурной публике. Но у него есть и прекрасная выставка морских раковин. Только самые маленькие здесь приютились в уголочке, а у него есть такие раковины – они в свое время выставлялись в музее Добролюбова – что если прислонить к уху эту огромную завитую раковину, то можно Индийский океан услышать, Атлантический, Тихий. У него они, практически, со всех побережий.
С удовольствием вручаю награду Вячеславу Николаевичу Ронжину. Он здесь представлен своей коллекцией живописи, которую он начал собирать еще со студенческих времен. Я думаю, что эта награда даст новый толчок его собирательской работе. Он начинал с ленинградского андеграунда. Его выставка была и в музее Добролюбова, и здесь он не в первый раз. Он автор ряда каталогов.
Пока я руководил музеем Добролюбова, у нас до 30 коллекционеров прошло через выставочные залы музея, но, как правило, это были в основном, мужчины. И вот когда я совершенно недавно в залах музея университета встретился с Мариной Моисеенко, я понял, что женщины могут делать колоссальные дела, могут из "мусора истории" создавать великолепнейшие коллекции.Марина Валерьевна Моисеенко здесь как собиратель предметов относящихся к истории страхового дела в России. Таких как она, в мире всего 6! Я с удовольствием вручаю медаль и удостоверение.
А сейчас мне хотелось бы, чтобы свое слово сказали виновники торжества".
Лев Гаврилович Тельнов был очень краток:
"Занимаюсь собирательством с 1937 года. Была нумизматика, фалеристика, потом филокартия".
Вячеслав Николаевич Ронжин.
"Я собираю с 1974 года. Первые работы, которые попали ко мне, это работы Евгения Рудова – был такой художник интересный – «деревенщик», можно сказать. В музее экспонируется его большая работа «Деревенская свадьба». Как-то мы пришли к нему в мастерскую, он предложил – берите, что нравится – взяли по этюду – это положило начало коллекции. Но в основном я собирал коллекцию ленинградских художников. Поскольку учился в Ленинграде, жил там мальчиком, привык к Эрмитажу, к Русскому музею и к многочисленным выставкам, которые пошли во времена оттепели – Николай Рерих, немецкие экспрессионисты, много других художников. Поэтому я собирал работы такого плана.
Со временем, естественно, вкусы меняются и сейчас мне это уже не нравится. Такова видимо природа – абстрактные работы хороши в свое время, но лучше работы предметные, где что-то есть. «Жизнь коротка, искусство вечно»…"
Марина Валерьевна Моисеинко:
"Сегодня представлена незначительная часть коллекции по истории страхования. Я не считаю себя коллекционером – моя коллекция появилась благодаря моей профессии – я работаю в страховании, преподаю страховое дело в университете. И когда стали попадаться такие вещи, они сначала служили дополнительным экспонатом к лекционному материалу. Поэтому сбор таких вещей, который получился сам собой исторически, к чистому собирательству я не отношу – он носит исследовательский характер. Собирая эти экспонаты – страховые доски – металлические таблички, которые крепились до революции и в советское время страховыми компаниями и обозначали, что то, что это здание застраховано от огня. Они до сих пор сохранились на фасадах старых дореволюционных строений, особенно в тех городах, которые являлись купеческими городами – Городец, Лысково, да и в Нижнем Новгороде. Страховые доски – довольно необычные экспонаты, мало кто про них знает даже в коллекционной среде.
Вы здесь сегодня можете увидеть две страховые доски, которые сохранили свои оригинальные краски - до сегодняшних времен в основном они дошли, утратив свою первоначальную окраску – дожди и снега делали свое дело, а вообще это были уникальные вещи. Здесь представлена доска страхового общества «Русь» - ему фирменный стиль разрабатывал Васнецов. Обратите внимание, доска сохранилась в уникальном коллекционном состоянии, так как никогда не была прибита к дому. Страховые компании разрабатывали свой фирменный стиль, и он отличался у всех. На фасадах красовались такие доски. На старых фотографиях строений их можно увидеть. Доски – основной массив коллекции. Кроме этого – всевозможные вещи – портмоне, чашки с различной символикой страховых компаний. В советский период немного меняется направление рекламы и представление страховой компании. Это буклеты, реклама, календари, плакаты и даже пепельницы, мыльницы".
В.М. Терехов: Завершить нашу торжественную часть должен Леонид Леонидович Крайнов-Рытов.
"У Меня представлено несколько поддужных колокольчиков – старинное русское литье, в том числе пуриховское.
И палитры знаменитых российских художников. Их я подарю художественному музею, они будут использованы в экспозиции.
Я рад, что в галерее появились несколько картин из моего собрания.
Пользуясь случаем, поздравляю Льва Гавриловича Тельнова с 85-летием. Это патриарх нижегородского коллекционирования".
Н.В. Тюльникова представила слово Величко В.Н. засл. художник России, председателю нижегородского отделения СХ России. Владимир Николаевич выразил сожаление, что для коллекций, в силу обстоятельств, выделено немного места – коллекции интересные, есть что посмотреть. "Рад, что в городе есть коллекционеры в разных областях. Такие выставки добавят красок культурной жизни города. Если это будет выставляться, а не просто висеть где-то, где никто их не видит, то и художники пойдут навстречу, и с удовольствием будут дарить свои работы коллекционерам - по мере возможности".
Величко поздравил коллекционеров с заслуженными наградами, а галерею – с интересной выставкой.
Н.В. Тюльникова – Слово одному из ближайших друзей галереи, величайшему – не побоюсь этого слова – коллекционеру Сергею Петровичу Чуянову
.
С. П. Чуянов: "Замечательно, что здесь организована выставка – такая небольшая, но наводит на очень многие мысли. И первая из них, что коллекционеры – это великие люди. Именно в частных коллекциях находятся иногда вещи, которые нашим неповоротливым музеям, которые я люблю и которые великое дело делают, но трудно (получить). А коллекционер – он первый прибегает.
Как коллекция получается? Вот звонит мне Л-н «приезжайте немедленно на Ашхабатскую. Было 8 января. Я звоню Вам с помойки! Вы не представляете – что здесь!» Я примчался. Он стоит около помойки и никого не пускает. Оказывается, в этой помойке кто-то свалил частный архив замечательной выдающейся певицы оперного театра Симанской. О которой сказал Козловский «лучшая Травиата века». И мы вытащили оттуда рисунки Дмитриева, фотографии Карелина, старинные стелярусы балахнинские, рисунки Мазанова, выдающегося театрального художника! Потом отреставрировали. Сейчас ждем нового театра, там Анна Дмитриевна (директор оперного театра) говорит, что музей будет. Всё – для этого музея. Потому что это надо отдавать конкретно, не просто "в фонд", чтобы лежали, а будет музей и будет красота вся эта в музее. Вот так создается коллекция – я прибежал и начал. А если бы не прибежал, а Л-н не понес бы ведро – все бы засыпали… Государство не успело бы! Может бы и захотело…
Частная коллекция – великая вещь. Это культура. Именно частный коллекционер сохранит для истории, культуры и искусства драгоценнейшие вещи. Это первое. И второе – вот прийти и увидеть. Вот у Лени (Крайнова-Рытова) только Кротиков – нигде больше его не увидишь.
Л.Л. Крайнов-Рытов: В музей я подарил 100 картин.
Сергей Петрович продожил: Мы живем на складах дома, а мы ночуем на складах, а мы этого не хотим. Поэтому второе – вот так городу необходим музей частных коллекций! Мы отдадим эти вещи на временное хранение. Но это будет культура – будет научная работа с этими коллекциями. Сейчас мы говорили об этом (интервью - см. ниже - В.К.).
Мне говорят иногда – вот ты не боишься говорить о своей коллекции? Но отдельная досочка ( из моей городецкой коллекции) никому не нужна. А целая коллекция, которая охватывает 60 лет городецкой росписи и резьбы по дереву, представляет огромную ценность.
И сегодняшняя акция замечательная – это ещё для раздумий, что нужен этот музей частных коллекций. Потому что частные коллекции, по большому счету, только «Русский век» выставляет и музей Добролюбова. Нужна какая-то помощь этим людям, нужно какое-то общественное мнение. Поэтому я хочу сказать спасибо коллекционерам, и галерее «Русский век».
Экскурсии и интервью на открытии:
Леонид Леонидович Крайнов-Рытов с Вячеславом Вениаминовичем Фёдоровым
Марина Валерьевна Моисеенко - интервью о коллекции: