СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЕШКА

"Вслед за мериновцами в городе Семенове Нижегородской области, где также производили хохломскую посуду и делали деревянные игрушечные самовары с вкладываемыми в них игрушечными чашками и блюдцами, стали точить и расписывать матрешку; сначала этим делом занимались на дому, затем появились артели.
По инициативе Нижегородского земства и при содействии нижегородского головы, пароходчика-миллионера Дмитрия Васильевича Сироткина в Семенове была открыта Школа художественной обработки дерева (ХОД), которой в 10-х годах XX века руководил профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев.
После революции, в начале 20-х годов, школа возобновила свою деятельность, и впоследствии многие ее выпускники токарили и расписывали матрешек. Выпуск матрешек значительно увеличился с созданием в 1925 году артели "Кустарь-художник", которая была организована из выпускников основанной в Семенове в 1918 году школы художественной обработки дерева. В 1928 году от промысловой артели отделилась "Хохлома", специализирующаяся на посуде; объединение "Керженец" занималось производством ложек. В 1931 году объединились сувенирная артель имени М. И. Калинина с артелью "Экспорт", чье название говорит о том, что основная часть продукции шла за границу, присоединился к ним и Семеновский кооператив, что позволило увеличить производство товаров.
В 1932 году самостоятельной стала артель игрушечников. В 30–40-х годах семеновские матрешки были однотипными и отличались несколько суровым выражением лиц, в них также наблюдалась некоторая неустойчивость стилистики росписи. В 40-е годы для многих матрешек было характерно симметричное построение общей композиции изделий. Симметрия черт лица дополнялась в больших куколках симметричным расположением цветка на фартуке, что сообщало образу матрешки некую торжественность и даже монументальность. В меньших размером куколках-вкладышах композиция строилась более свободно, ветка с листьями и цветами на фартуке часто шла диагонально или по горизонтали и симметрия в узоре нарушалась, что придавало образу куколки большую живость и непосредственность. Букеты из крупных алых цветов иногда дополнялись колосками ржи и полевыми цветами, васильками, колокольчиками. В экспозиции Музея истории художественных промыслов Нижегородской области находится матрешка, на фартуке которой изображен букет сирени, что является редкостью. Роспись матрешек для многих семеновцев становилась делом потомственным.

Сначала расписывали матрешек и полностью, а, затем, пооперационно: после токарной работы кукла проходила пять операций: три грунтовки делали грунтовщицы, контур, рисунок тушью, наводили контурщицы, платье и платочек крыли цветом крыльщицы, узоры расписывали цветочницы, а затем лакировщицы несколько раз лакировали изделие.

В 1954 году две семеновские артели объединились в одну с названием "Игрушка", которая в августе 1960 года была реорганизована в фабрику того же названия.
С 50-х годов производство матрешек значительно увеличивается. 18-ти, 25-местные куколки становятся обычным делом.

В 60-е годы эти куколки заулыбались, губы стали прописываться алым цветом без предварительной наводки тушью, более выразительными стали большие глаза, в которых четко обозначался зрачок с бликом, яркий румянец залил щеки красавиц.
Стилистика росписи семеновской матрешки все более приближалась к эталону, который был разработан к концу 60-х годов под руководством главного художника предприятия Р. И. Пчелкина. Мастерами Л. Антоневич, Бабушкиной, Безруковым, Вагиным, Голубевой, Красильниковой, Смирновой была разработана знаменитая "Россияночка" со ставшим классическим узором с розами.

Семеновская матрешка хотя и похожа на мериновскую, и не всякий их различит, но имеет свои тонкости и своеобразные нюансы в форме и в росписи. По форме и по пропорциям она приближается к золотому сечению, то есть отношение высоты к ширине изделия приблизительно составляет 8:5 или 13:8, что делает ее сомасштабной природным пропорциям и формам и придает ей особо эстетический вид.
Семеновская матрешка красива по абрису, то есть своему силуэту, где мягкая линия головы плавно перетекает, как у античной амфоры, в покатые плечики. Посредине высоты у этой куколки имеется небольшое утолщение, а книзу ее форма сужается и заканчивается закругленным валиком – поддоном.
Форму семеновской матрешки можно назвать классической, столь она пропорциональна и гармонична. Нужно быть мастером, чтобы выточить формы многоместных матрешек, где самая маленькая куколка всего 1,5 см или даже 1 сантиметр, а самая большая – высотой от 0,5 до 1 метра и более. Интересно проследить, как росло и совершенствовалось мастерство семеновских токарей.

В 1957 году молодой токарь Евгений Безруков выточил 18-ти местную матрешку, которая экспонировалась на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве и привлекла всеобщее внимание. С того времени семеновские мастера полюбят делать многоместных кукол – 18, 25, 40-местных и более.
В 1967 году токари И. Г. Бушуев и Е. В. Безруков, художницы Н. П. Кабанова и А. Ф. Дворянинова создали 50-местную матрешку, которая была представлена на многих выставках и получила признание как уникальное произведение декоративно-прикладного искусства.
В 1970 году И. Г. Бушуев, Е. В. Безруков и В. Ф. Майоров выточили уже 70-кукольную матрешку, продемонстрировав удивительное мастерство: ведь толщина стенок куколок была всего 2–3 миллиметра, высота самой большой из них была 80 сантиметров, а диаметр составил около 50 сантиметров. Художницы А. Л. Галкина, А. Ф. Дворянинова, Н. П. Кабанова и С. Е. Трошина расписали семеновских красавиц, дав им в руки яркие букеты из сказочных цветов.
Затем еще большую, 72-местную матрешку, высотой в 1 метр, выточили Е. А. Безруков и И. Г. Бушуев, а расписали ее А. И. Занозина, С. И. Опарышева, Т. А. Косикова, А. Ф. Дворянинова и Ф. А. Суслова.
Большие многоместные изделия, как правило, изготавливались к каким-то знаменательным датам и событиям, к выставкам и фестивалям. Поручали такую работу самым квалифицированным токарям и высококлассным художникам. Ведь при изготовлении матрешки ничего нельзя переделать. Запорол токарь форму – выбрасывай, бери новую заготовку и начинай работу с начала. Так же – и с росписью, все в раз делается и без всяких поправок. Мастерство не одним годом нарабатывается, да и не одним поколением.

Роспись семеновской матрешки середины 60-х–начала 80-х годов, также как и форма, у искусствоведов считается классической. Она более строга и в то же время декоративна, основана на стилизации реальных растительных форм и фантастических мотивах флоры. Она восходит к растительным орнаментам русских набивных тканей и шалей и получила название семеновской росписи. Прорисовав пером или тончайшей кистью (так называемой нулевкой) тушью основные черты лица и контуры платка, фартука, рук, мастер затем анилиновыми красителями желтым цветом заполняет поле платка, а красным – сарафан. Далее наносит на светлый фартук основной цветок букета, затем отрисовывает весь букет, состоящий из одного или нескольких крупных и мелких цветков, бутонов и листьев. Не случайно китайская пословица гласит: "Как ни хорош пион, а все листьями поддерживается". В орнаментальном оформлении мериновской и семеновской матрешки характер листьев также имеет значение, у каждого мастера он свой. Узор на фартуке может быть построен на основе симметрии или асимметричностью рисунка противостоять строгой симметрии лица куколки, что вносит живость и динамику в общую композицию изделия.

Основу колористического решения классической композиции куколки-матрешки составляет красный цвет, который присутствует на лице в алых щеках и губах и пышным цветом цветет на фартуке; дополняют орнамент красно-синие бутоны и зеленые листья. Платок часто оформляется спиралевидным черным прерывистым узором. Большая часть поверхности у семеновской матрешки остается незакрашенной, что подчеркивает деревянную основу – цвет естественного дерева.

Позднее семеновская роспись стала более плотной и насыщенной в декоре, ранняя же была более легкой по письму, близкой к мериновской изначальной росписи. Надо сказать, что, несмотря на общие принципы росписи, каждое поколение семеновских мастеров вносило в образ матрешки что-то свое, словно отражая в куколке вкусы и дух своего времени.

В 70-е годы были разработаны сувенирные матрешки с одним крупным или двумя цветами, окруженными листьями, которые составляют единое цветовое пятно, с незначительной контурной проработкой. Такая роспись несколько напоминает набивные павловопосадские платки, она прижилась и используется в оформлении современных кукол.

В 1970-х годах создается объединение по производству сувениров и экспериментально-творческая лаборатория, открываются участки по производству матрешек в поселках Тонкино, Тоншаево, с цехами в деревнях Мериново и Зимёнки. В семеновском объединении целый комплекс цехов занимался в те годы изготовлением матрешек.

Технология изготовления матрешек, конечно, несколько проще, чем рождение посуды золотой хохломы. Здесь не такая, как у посуды, сложная грунтовка, не требуется серебряной полуды и обжига. Но и при создании этого изделия есть свои нюансы и трудности. Эстетические качества образа снижаются, если не выдержаны пропорции между общей формой головы и овалом лица. Отношение овала лица к массе узора на фартуке тоже значимо для общего впечатления от образа куколки, распределение цветов и трав может быть удачным или не совсем хорошим. Именно нарушение пропорциональности и противоречивость стилистики при трактовке лица и узора часто снижает художественный уровень изделий. В свое время главный художник Семеновского объединения по производству сувениров И. К. Сорокин, совершенствуя стилистику росписи матрешек, строго следил за соблюдением целостности образной стилистики игрушки, обращая внимание на рисунок лица, на характер цветов и листьев, на колорит изделия. При этом главный художник не подавлял творческой инициативы талантливых мастеров. Такой контроль способствовал созданию единого стиля семеновской росписи. Мастерицы, следуя устоявшемуся образцу росписи, добавляли каждая что-то свое, работа все-таки у художниц ручная. Много дали для усовершенствования стиля семеновской росписи и для его вариативности разработки экспериментальной лаборатории и изучение опыта других регионов. Гармоничное сочетание традиции с новаторскими поисками в работе позволили в стенах Семеновского объединения создать классическую матрешку.

Сама роспись матрешек, утратившая предварительную прописку, стала более раскованной и разнообразной, обретая чисто семеновскую стилистику, которая, по сравнению с изначальной сергиевопосадской (загорской), привлекает большей красочностью и нарядностью, живописной декоративностью стиля. У сергиевопосадской матрешки, расписываемой гуашью или масляными красками, вид в эти годы был более скромным, будничным, а семеновская матрешка, расписанная анилиновыми красителями, благодаря цветовому строю и разнообразию формы стилизованных узоров производила праздничное декоративное впечатление. Постепенно, как и за росписью хохломской посуды, за росписью матрешек закрепилось название семеновская роспись, предполагавшее наличие общих черт и чистоту стилистики. Как замечает искусствовед Г. Л. Дайн, в композиции семеновской, в отличие от загорской (сергиевопосадской), акцент делается не на самой форме и лице куколки, а на росписи, будто ради этой росписи и делают в Семенове матрешку.

В 70-х годах XX века, с вводом нового оборудования на фабрике сувениров, совершенствуется технология изготовления изделий, применяется пооперационный метод раскрашивания : одна мастерица наносит контуры лица, платка, фартука и рук, другая раскрашивает платок желтым и сарафан красным цветом, третьи – украшают фартук и платок цветами, четвертая дополняет композицию элементами декора при помощи штампика. И. К. Сорокин пишет: "Все это позволило увеличить производительность труда в пять раз".
Казалось бы, что пооперационность стирала индивидуальный почерк художниц. Но найти двух одинаковых матрешек невозможно. Они все разные, всегда удивляют своей неповторимостью, красочностью, и всегда можно отличить, кто из художниц делал контур, кто расписывал фартук, центральный цветок, платок и т. д.. Специалист, пожалуй, и отличит, но такая постановка дела несколько нивелировала индивидуальность образа матрешек и куколка явно теряла свои эстетические качества, превращаясь в типовой товар, на что и обращали внимание многие искусствоведы и критики, специалисты по народному искусству.

Поточный метод изготовления матрешек и сейчас практикуется на предприятиях ООО "Семеновская роспись", преемника фабрики "Игрушка" и объединения "Сувениры", и на ЗАО "Хохломская роспись" при изготовлении массовой продукции. Именно в этом сказывается дизайнерская, то есть художественно-универсальная основа спроектированной в конце XIX века куколки, что позволяет тиражировать изделие в условиях производства без большого ущерба для его качества, хотя, как уже говорилось, поточный метод имеет издержки.

Кроме массовой матрешки в это время создаются изделия на заказ, для выставок и конкурсов, разрабатываются авторские экземпляры. В конце 80-х годов не только в самом Семенове и деревне Мериново, но и в филиалах Пыдрейском, Ольниховском, Зименковском, Тонкинском, Тоншаевском, Воскресенском и Великушинском выпускали матрешек, так велик был спрос на эту куколку.

В 90-годы Семеновская сувенирная фабрика и "Хохломская роспись" пережили, как и вся страна, не лучшее время, потеряв многих мастеров. Но не прерываются творческие поиски и в новых рыночных условиях развиваются традиционные народные промыслы Нижегородского края.
В "Хохломской росписи" и "Семеновской росписи" в массовой продукции матрешек начала XXI века, по сравнению с 80-ми годами века XX-го, традиционная роспись стала более упрощенной, локальной в цвете, с жесткой контурной обводкой, часто не выдерживаются и пропорциональные закономерности классической токарной формы изделия, а застенчивая улыбка куколки заменяется кокетливым бантиком.
Сохраняя традиционную матрешку и разрабатывая новые формы, такие как "Боярыня", "Русская красавица", "Дед мороз" и "Снегурочка", "Молодец" и другие сюжеты, мастера стремятся ответить на запросы современного покупателя, во многом избалованного рынком предложений современной сувенирной продукции.
Значительное место на том и другом предприятии уделяется авторской матрешке, роспись которой выполняется не только анилиновыми красителями, но и гуашью, темперой, иногда и масляными красками, что открывает новые возможности для творчества".

из главы "Феномен семеновской матрешки"
Книга Н.В. Квач, С.И. Квач. "Нижегородская игрушка"
"Библиотека имени И. П. Склярова "Народные художественные промыслы Нижегородской области " том 8


Нижегородские матрешки:

МЕРИНОВСКАЯ МАТРЕШКА
СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЕШКА
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА