История сергиево-посадской матрешки.
К концу XIX в. наплыв на рынок дешевых заграничных товаров машинного производства привел к быстрому исчезновению отдельных видов игрушек, снижению их художественного уровня. Особый размах в этот период получила деятельность Московского губернского земства по поддержке угасавших промыслов.
По инициативе земства в городе были открыты «Учебная игрушечная мастерская» (1891–1913) и «Художественно-столярная и резная по дереву мастерская Московского губернского земства в Сергиевском Посаде» (1903–1917). В основе деятельности мастерских лежали идеи возрождения традиций национального искусства в русле стилевой направленности художественного процесса тех лет. Благодаря стараниям земства в городе и близлежащей округе зародились промыслы по созданию кукол с головками из папье-маше и фарфора в «этнографических» костюмах, токарных кукол-матрешек, выжигания и росписи по дереву, столярно-резного производства.
В 1904 г. земство выкупило часть богатого ассортимента образцов игрушек московской мастерской А.И. и М.А. Мамонтовых, которая работала при магазине «Детское воспитание». Местные мастера быстро освоили изготовление деревянных наборов кукольной посуды, старинных построек, форм для игры в песок, и, получившую впоследствии всемирную известность, токарную матрешку.
В Сергиевом Посаде кукла-матрешка получила свое второе массовое «рождение». Достаточно быстро появилось большое количество вариантов росписи куклы, которая воплощалась в образы крестьянок, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей. Помимо земских мастерских в городе насчитывалось около 40 частных мастерских, в которых, наряду с другими изделиями, расписывали матрешки.
В 1920-е годы, в результате коллективных творческих исканий художников и мастеров, окончательно сложился промысловый образец сергиево-посадской матрешки. В его основу легло художественно-образное решение первых матрешек мастерской «Детское воспитание». Однако сам образ русской крестьянки с петухом, корзинкой или платком в руках стал более обобщенным, открытым. Форма игрушки приобрела устойчивость, весомость в соотношении пропорций ширины к высоте как 1:2. Изысканная цветовая гамма, тонкий рисунок первых образцов матрешек сменились яркими контрастными цветами с черной контурной наводкой и узорами из условных растительных мотивов, выполненных живым мазком.
В 1929 г. на базе артелей и мастерских города была создана единая «Сергиевская кустарно-промышленная артель», которая через год, в связи с переименованием города, получила название «Загорской», а немного позднее к названию добавилось: «имени Рабочее - Крестьянской Красной Армии».
В ассортименте преобладали образцы работ земских мастерских: матрешки, бирюльки, токарные наборы для игры в песок, игрушки из папье-маше, куклы, шкатулки, коробочки и др.
В 1960 г. «Загорская кустарно-промышленная артель имени РККА» была преобразована в «Загорскую фабрику игрушек № 1» (с 2014 г. – ООО «Художественные изделия и игрушки»).
Некоторым особняком от фабричных образцов изделий в городе стояли работы мастеров цеха прикладных изделий Загорской художественно-производственной мастерской Художественного фонда РСФСР, созданной в годы Великой Отечественной войны.
Ассортимент состоял из деревянных резных с росписью и выжиганием шкатулок, панно, матрешек, токарных игрушек.
Этим изделиям присуще тематическое разнообразие и ярко выраженный авторский стиль исполнения, что сближает их с работами «земского» периода промыслов.
Новым видом изделия в 1970-е годы стала знаменитая большеразмерная матрешка-футляр «Богатырь» в образе русского воина со съемными деталями в виде старинных копья и щита, созданная по эскизу А.В. Власова токарем М.И. Ушатовым.
Сергиевопосадские матрёшки отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширины к высоте 1:2, яркой росписью гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные – красный, жёлтый, синий и зелёный) с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком.
по материалам публикаций Сергиев-посадского государственного историко-художественного музея-заповедника:
Выставка "Музей русской матрешки"
Русское народное прикладное искусство XVII-XXI вв. "Деревянная игрушка ХХ века" Зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Горожанина Светлана Валентиновна.
• ПРОЕКТ В гости к нижегородским матрёшкам