Доклад «Особенности балахнинского кружевного промысла», был прочитан на международной конференции по культурологии "Изучение и сохранение культурного наследия", Н. Новгород, ННГАСУ в 2012 году.
Доклад будет напечатан в сборнике материалов конференции.
Исследовательница русского плетеного кружева В.А.Фалеева в числе немногих русских городов, в которых плели кружева на продажу в XVIII в., называет Балахну Нижегородской губернии.
В своем развитии Балахнинский кружевной промысел прошел несколько этапов.
Кружевоплетение было завезено в Балахну из Европы. Плели кружево по европейским сколкам под руководством опытных кружевниц. В качестве примера можно привести балахнинские воротники-блонды. (Илл.00) Этот период очень важен для промысла. Произошло знакомство и укоренение в местной среде кружевниц европейских примеров композиций, решеток, краев.
Следующий период - упрочение промысла.
XIX век стал веком расцвета балахнинского кружевного промысла. При этом его пик пришелся на 40-80-е годы, когда плетение и продажа кружев стала одним из основных промыслов уездного города и ближних волостей. Кружевной промысел и по численности занятых лиц и сумме вырабатываемой продукции являлся крупным кустарным районом Нижегородской губернии.
Основу стиля «балахонский манер» составляют своеобразные сочетания решеток, на фоне которых размещаются растительные композиции из цветов и листьев, плодов винограда и граната. Использованием в одном изделии нескольких решеток достигается особый эффект игры светотени. (Илл. 01)
Использовалось несколько композиционных схем и сюжетов-орнаментов. Европейские простые решетки плелись без изменений. Это такие решетки как, простая, московская, квадратная и жемчужная. Эти решетки, при плетении которых используется только первичный элемент (пара коклюшек), имеют специфическое свойство: воздушность. Сочетание ее с более плотным орнаментом придаёт особое очарование кружевным изделиям.
Сложные решетки были переработаны с учетом технологического и декоративного улучшения.
В европейском прототипе решетки Мушка паучок имеет с каждой стороны по три ножки, а балахнинский – по две. Изменение технологии повлекло за собой ускорение процесса плетения. Паучка из четырех пар можно плести не выпуская коклюшки из рук. В сравнении с почти круглым европейским паучком балахнинский меньше по размеру и более вытянут. (Илл.02)
Прототипом решетки Рыбка послужила европейская решетка, у которой серединки жемчужной заполнены Х-образным переплетением. Ассиметрия и плотность заменившего его паучка сделали решетку более динамичной, легкой и декоративной. (Илл.03)
Прототипом двухбулавной послужила европейская решетка из паучков, расположенных в шахматном порядке. В процессе доработки ножки паучков стали не перевиваться , а заплетаться в полный заплёт, и центральный элемент “ягодка” плетется не с одной булавкой в центре, а с двумя - между первой и второй и между третьей и четвёртой парами. Фактически “ягодка” является новым дополнительным элементом кружевоплетения, разработанным балахнинскими кружевницами, и может быть использован в плетении наравне с паучком. (Илл.04)
Была разработана клюнёвая решетка, не имеющая аналогов в мире.
Сложная, активная, с крупным раппортом клюнёвая решетка является высшим достижением балахнинских кружевниц. Прямых прототипов в европейском кружевоплетении у неё фактически нет. Европейские решетки с насновками и плетешками воспроизводили узоры старинного французского кружева Клюни. Можно предположить , что при разработке клюнёвой решетки был использован принцип контраста плотных форм с большими просветами. (Илл.05)
Клюнёвая решетка широко использовалась как фоновая при плетении шарфов, косынок и платков. Иногда ею плели только край, а середину заполняли рыбчатой или двухбулавной решетками.
В композициях изделий использовалось несколько видов краев, которые варьировались по мере надобности.
Можно выделить несколько композиций края:
-край из полотнянки с присоединенным узким мерным кружевом; (Илл.06)
-край из полотнянки, выложенной восьмёркой с заполнением расширенной части; (Илл.07)
-край из элементов «денежка», «колечко», «колечко с цветком» или иной формы, отделенных от основной композиции полотнянкой и обведенной по краю полосой полотнянки или плетешком; (Илл.08)
-то же без внутренней полосы полотнянки, когда решетка приплетается сразу к элементам края; (Илл.09)
-то же с усложненной композицией, когда внутренняя полотнянка делает глубокую петлю, заполненную веточкой из насновок с цветком на конце или без него. (Илл. 010)
Совмещение в одном изделии разных видов краев должно быть подтверждено композиционной необходимостью и использовалось в изделиях, разные стороны которых имеют неодинаковые размеры, например в шарфах. (Илл.011)
Сложный край украшает кружевное изделие, придает ему законченность и элегантность. Кроме того плотная лента полотнянки или плетешка способствует тому, что такое изделие в процессе носки дольше остается без изменений, край не перетирается и не рвется.
Следующий период - период застоя и упадка промысла характеризуется снижением цен на изделия, увеличением количества кружевниц и усилением конкуренции. Старинные сколки, там хорошо кормившие и кружевниц и перекупщиц уже не котировались. Школа кружевниц, которая просуществовала с 1912 до 1915 года, не смогла решить задачу подготовки новых кадров.
После Всероссийской выставки в 1896 году усилилась конкуренция со стороны кружевных промыслов других районов России. Повсеместно начали организовываться кустарные склады, которые широко предлагали на Нижегородской ярмарке изделия развивающихся кружевных центров (Вологда, Кукарка, Елец и др.). Кроме того из-за уменьшения доходов сократился внутренний рынок покупателей, у которых к этому времени накопилось достаточно кружевных изделий.
К 1917 году кружевной промысел в Балахне прекратил свое существование.
Само кружевоплетение в Балахне сохранилось.
Варвара Ивановна Быкова, потомственная кружевница, которая в свое время училась в Балахнинской кружевной школе, стала наставницей во вновь образованном в 1968 году цехе кружевоплетения.