ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (ИНСТИТУТ) С.-ПЕТЕРБУРГ
XVIII Международная научно-практическая конференция “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития” 2012 год.
Г. В. Муравьева «Статус пары коклюшек в коклюшечном кружеве»
Доклад посвящается 100-летию Балахнинской кружевной школы.
В докладе рассматривается классификация видов переплетений коклюшечного кружева, их свойства и принципы построения.
«Status of the couple in the bobbin lace bobbins»
The report deals with the classification of types of bobbin lace stitches, their properties and design principles.
Key words: lace, bobbin, elements.
Мне бы хотелось предложить повысить статус пары коклюшек до уровня первичного элемента. И тем самым ввести пару коклюшек на уровень элементов.
Тогда у нас появятся три вида элементов плетения: первичный, основные, дополнительные.
С учетом этого картина классификации различных переплетений станет выглядеть следующим образом:
1. первичный элемент является базой для основных и дополнительных элементов;
2. первичный элемент является базой для различных переплетений без использования основных и дополнительных элементов.
3. все три вида элементов являются базой для различных устойчивых видов переплетений.
Рассмотрим каждую группу видов переплетений отдельно.
1. Основные и дополнительные элементы.
В процессе развития кружевоплетения сначала были разработаны основные элементы: плетешок, насновка, затем полотнянка и сетка [4, стр. 58]. Дополнительные элементы появились значительно позднее. Но не только этим различаются две группы элементов. Каждый из основных элементов можно плести самостоятельно. Для плетения дополнительных элементов необходимо наличие какой-либо заплетенной базы.
В 2010 году в своем докладе я предложила внести в группу дополнительных элементов элемент «ягодка». Он был разработан в Балахне для плетения двухбулавной решетки. Ягодка плетется не с одной булавкой в центре, как у паучка, а с двумя - между первой и второй и между третьей и четвёртой парами. Далее булавки заплетаются и затем вторая и третья пары сплетаются между собой. Благодаря этому элемент стал более полновесным и округлым, чем паучок. Его можно применять в любом плетении вместо паучка для украшения кружева.[2]
Сейчас мне хотелось бы предложить внести в группу дополнительных элементов еще одно устойчивое кружевное переплетение, которое все знают как «павлинка». Как и у паучка, у павлинки много разновидностей. Но все они строятся на сочетании долевых и ходовой пары, результатом которого становится веерообразное образование.
2. Переплетения без использования основных и дополнительных элементов.
Рассмотрим эту группу на примере решеток, при плетении которых используется только один первичный элемент (пара коклюшек).
Для заполнения фона при плетении кружевных изделий были разработаны различные решетки: простая решетка в различных модификациях, московская, квадратная и тд. Я применяю современные названия решеток, удобные для русских кружевниц.
Простая решетка (в ползаплета, в полный заплет, тюлевая) представляет собой изображение двухмерного пространства, соответствующее плоскому кружеву. Её изменчивость в плане размера ячеек и наклона стенок ячеек за счет использования разного количества заплетов в узлах способствует широте применения этой решетки. Простая решетка не имеет художественной ценности и тем самым прекрасно подходит в качестве фона в изделиях со сложными натуралистичными композициями. Шенер отнес тюлевую решетку к основным элементам [4, стр. 58].
Московская решетка, более сложная, имеет уже три оси и является изображением трехмерного пространства на плоскости. Как и у простой решетки, у московской разработано много разновидностей, отличающихся размером ячеек и углами наклона.
Необычность квадратной решетки, основанная на ритмическом чередовании заполненных и свободных квадратов, украшает кружевные изделия. Известно много разновидностей квадратной решетки: девичья, камфорная, фламандская. Они различаются использованием ползаплётов и полных заплётов в узлах плетения и размерами.[3, стр. 333]
Эти и другие решетки, при плетении которых используется только первичный элемент (пара коклюшек), имеют специфическое свойство: воздушность. Сочетание ее с более плотным орнаментом придаёт особое очарование кружевным изделиям. Поэтому они широко применялись и применяются до сих пор.
3. Переплетения с использованием первичного, основных и дополнительных элементов.
В коклюшечном кружеве есть две устойчивые группы переплетений, которые используются в композициях кружевных изделий. Речь идет о решетках и краях.
В прошлом году в своем докладе я озвучила классификацию краев многопарного кружева. Было предложено разделить все виды краев изделий на нулевые, простые и сложные.
Нулевым краем можно назвать такой край изделия, который состоит из элементов орнамента. При плетении простого края использован один из основных элементов - плетешок, полотнянка, сетка или насновка. К сложным можно отнести любой край, в композиции которого использовано два и более элементов. [1]
Подобное деление на группы можно отнести и к решеткам. Естественно, что будет отсутствовать нулевая группа, так как решетка является фоном для орнамента.
К простым решеткам можно отнести все решетки, которые плетутся с использованием первичного элемента (пары коклюшек) или одного основного элемента. Некоторые из них мы только что разбирали. В настоящее время таких решеток разработано великое множество. За рубежом вышло несколько книг, посвященных их описанию. Для сравнения: у Шенера «к простейшим можно отнести те виды сетки, где нити после сплетения соединяются лишь несколькими ползаплетами или полными заплетами»[4, стр. 63].
К простым решеткам можно отнести также жемчужную решетку, которая плетется с помощью основного элемента – сетки. Своеобразная рыхлая структура жемчужной решетки, крупные отверстия и отсутствие плотных элементов выделяют её на фоне других решеток. [3, стр. 333]
К сложным решеткам можно отнести все решетки, которые плетутся с использованием двух и более элементов. Например: решетка Мушка – первичные элемент (пара коклюшек) и паучок, решетка Рыбка – первичный элемент, сетка и паучок, клюневая решетка – плетешок, насновка, сетка, отвивная петелька.
Сложные решетки имеют более высокую художественную ценность, чем простые решетки. Чередование плотных и свободных участков плетения; контраст плотных форм с большими просветами а также использование в одном изделии нескольких видов решеток, создающее особый эффект игры светотени, очень украшают кружевные изделия.
Мы рассмотрели группы переплетений, сформированные по принципу использования в качестве базы всех элементов. И основой этой классификации служит закрепление за парой коклюшек статуса первичного элемента.
Даная классификация позволяет не только упорядочить уже известные и описанные переплетения, но и заниматься изучением и описанием кружевных изделий и переплетений еще не изученных центров. А может быть кто то станет автором новых дополнительных элементов, решеток или краев.
Использованная литература:
1. Муравьева Г. В. Доклад «Классификация краёв изделий коклюшечного многопарного кружева» XVII Международная научно-практическая конференция “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития” 2011 год. http://www.master-raduga.nnov.ru/lina_doklad
2. Муравьева Г. В. Доклад «Новый элемент коклюшечного кружева. » XVI Международная научно-практическая конференция “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития” 2010 год. http://www.master-raduga.nnov.ru/lina_doklad2010
3. Муравьева Г. В. Доклад «Сравнительный анализ решеток балахнинского многопарного и европейского кружева» Материалы XV Международной научно-практической конференции “Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития”, том I, стр. 331-335, Санкт-Петербург, 2009. http://www.koklkru.ru/public/74
4. Шенер Ф. «Кружево. Технология ручного и машинного изготовления», Москва, Легпромиздат, 1990.