Классификация краёв изделий коклюшечного многопарного кружева. Доклад Г. В. Муравьевой на Международной конференции в Санкт-Петербурге.

Вниманию кружевниц и любителей коклюшечного кружева предлагаю
Доклад Галины Викторовны Муравьевой на XVII Международной научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: исторческий опыт, современное состояние, перспективы развития». Конференция проходила в Санкт-Петербурге 2-3 ноября 2011 г. в Высшей школе народных искусств.


доклад предоставлен автором.


При использовании материалов доклада ссылка на автора и данную публикацию ОБЯЗАТЕЛЬНА!


«Классификация краёв изделий коклюшечного многопарного кружева».

В статье рассматривается классификация краев коклюшечного многопарного кружева, их свойства и принципы построения.


Изделия коклюшечного многопарного кружева являются штучными и, говоря о композиции такого изделия, следует говорить о монокомпозиции. Принципы построения монокомпозиции имеют четко выраженные особенности, обусловленные прежде всего штучностью изделия. Монокомпозиция всегда строится на конкретной замкнутой плоскости, обычно ограниченной заданными размерами.

mur_dokl1_.jpg

При решении монокомпозиции необходимо учитывать следующее:

    соблюдение равновесия всех элементов композиции (решетка, край, орнамент);
      соблюдение замкнутости композиции, достигнутой с помощью края или ориентацией всех элементов орнамента к центральной части плоскости;
        выделение композиционного центра (или доминанты), «собирающего» композицию.

        Простейшее, традиционное решение композиции штучного изделия — выделение края и центрального поля. При таком решении замкнутой композиции особенно важно найти пропорциональные соотношения центра и края.

        Возможен вариант композиции кружева, когда орнамент практически отсутствует. Так к концу XVII – началу XIX в. орнамент тюлевого кружева располагался главным образом по его краю, а на тюлевом фоне остальной части были рассыпаны отдельные мелкие цветочки, бабочки или просто мелкий горошек - «мушки» - так называемый «насыпной» орнамент[2, с. 11].

        В Балахнинском музее кружева хранится шарф, в композиции которого использована только клюнёвая решетка и край.

        mur_dokl2.jpg

        Более сложная композиция включает в себя орнамент на фоне решетки. Возможно дальнейшее деление поля на часть, примыкающую к краю, и центральную с использованием разных решеток.

        Край кружева может быть плотным и редким, широким и узким. [5, с. 21]

        Простейший прием создания орнаментального ряда края (раппорта) - копирование элемента и его сдвиг по горизонтали и вертикали. Ряд может быть сплошным или с определенными интервалами, которые можно заполнить другими элементами. [1, с. 13,14,15]

        Регулярное повторение раппорта только в одном направлении представляет собой линейное построение раппорта, или линейный раппорт.

        При компоновке края изделия большое значение имеют масштаб и пропорции раппорта. Масштаб - это соотношение величины раппорта края к размерам орнамента изделия. Пропорции - это соотношение размера элементов раппорта между собой. [4, с. 10]

        Композиция края должна быть уравновешена. Равновесие бывает двух видов. Статическое равновесие бывает при симметричном расположении элементов на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы. [4, с. 16]

        Если в основу орнаментальной композиции положен принцип неодинаковости и противопоставления элементов по размеру, наклонам, расстоянию между ними (в пределах одного раппорта), ее следует отнести к динамической композиции.

        Для достижения выразительности в композиции края немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь элементов. Возможно ритмическое чередование элементов с убыванием или нарастанием каких-либо качеств. [4, с. 20]

        При плетении края могут быть использованы все основные (плетешок, насновка, полотнянка, сетка) и дополнительные (паучок, ягодка, отвивная петелька) элементы кружева.

        Классификация краев изделий многопарного кружева.
        mur_dokl3.jpg

        Нулевой край. Нулевым краем можно назвать такой край изделия, который составлен из элементов орнамента. Орнамент такого изделия представляет собой замкнутую цельную композицию. У нулевого края нет раппорта. Примером такого края можно назвать кружево блонды. В блондах цветочный мотив гирляндой украшает край. [3, с. 27] Нередко нулевой край обведён рядом из отвивных петелек, но назвать этот ряд полноценным краем нельзя. В России кружевных изделий с нулевым краем не плели ни в одном промысле.

        Простой край. При плетении простого края использован один из основных элементов - плетешок, полотнянка, сетка или насновка. Обычно простой край используют при плетении небольших изделий – манжет, воротничков, салфеток. Чаще всего используется полоса из полотнянки, у которой может меняться ширина. Плетешок и сетка используются гораздо реже. Край из насновок видеть не приходилось, хотя технически это вполне возможно.
        mur_dokl4.jpg

        Сложный край. К сложным можно отнести любой край, в композиции которого использовано два и более элементов орнамента края. У сложного края обязательно наличие раппорта.

        mur_dokl5.jpg

        На примере балахнинского многопарного кружева можно выделить несколько видов сложных краев:

        -край из полотнянки с присоединенным узким мерным кружевом;

        mur_dokl6.jpg

        -край из полотнянки, выложенной восьмёркой с заполнением расширенной части;

        mur_dokl7.jpg

        -край из элементов «денежка», «колечко», «колечко с цветком» или иной формы, отделенных от основной композиции полотнянкой и обведенной по краю полосой полотнянки или плетешком;

        mur_dokl8.jpg

        то же без внутренней полосы полотнянки, когда решетка приплетается сразу к элементам края;

        mur_dokl9.jpg

        -то же с усложненной композицией, когда внутренняя полотнянка делает глубокую петлю, заполненную веточкой из насновок с цветком на конце или без него[3, с. 116].

        mur_dokl10.jpg

        В эти статические композиции для большей выразительности может быть привнесена динамика с помощью смены прямой линии края на волнистую.

        Совмещение в одном изделии разных видов краев должно быть подтверждено композиционной необходимостью.

        Простые края фактически нежелательно совмещать в одном изделии. Это обусловлено его небольшим размером.

        mur_dokl11.jpg

        Допустимо использование в одном изделии простого и сложного края, если это необходимо. Подобное сочетание встречается в композиции салфеток на божницы, когда красивый край плетется только на видимой части.

        Несколько видов сложных краев чаще всего используются в изделиях, разные стороны которых имеют неодинаковые размеры. В качестве примера можно назвать шарфы. Короткие стороны этих изделий как правило имеют края, композиционно более сложные, чем длинные. Желательно, чтобы оба края имели в композиции одинаковые элементы.

        Сложный край украшает кружевное изделие, придает ему законченность и элегантность. Кроме того плотная лента полотнянки или плетешка способствует тому, что такое изделие в процессе носки дольше остается без изменений, край не перетирается и не рвется.

        mur_dokl12.jpg

        Выводы:

          Композиция кружевного изделия является монокомпозицией.
            Край наравне с решеткой и орнаментом является составной частью монокомпозиции .
              Классификация краев строится на использовании в композиции одного или несколько элементов в различных сочетаниях.
                Сочетание в одном изделии разных краев должно работать на цельность композиции.

                Использованная литература:

                1.Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. «Орнаменты народов мира», Санкт-Петербург, Кристалл, 1998

                2.Бирюкова Н. Ю. «Западноевропейское кружево XVI – XIX вв. в собрании Эрмитажа», Ленинград, 1959

                3.Ведерникова Л. В. «Балахнинское кружево», Н.Новгород, Литера, 2008.

                4.Логвиненко Г. М. «Декоративная композиция», Москва, Владос, 2005

                5.Шенер Ф. «Кружево. Технология ручного и машинного изготовления», Москва, Легпромиздат, 1990.