Вниманию кружевниц и любителей коклюшечного кружева предлагаю
Доклад Галины Викторовны Муравьевой на XVII Международной научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: исторческий опыт, современное состояние, перспективы развития». Конференция проходила в Санкт-Петербурге 2-3 ноября 2011 г. в Высшей школе народных искусств.
доклад предоставлен автором.
«Классификация краёв изделий коклюшечного многопарного кружева».
В статье рассматривается классификация краев коклюшечного многопарного кружева, их свойства и принципы построения.
При решении монокомпозиции необходимо учитывать следующее:
Простейшее, традиционное решение композиции штучного изделия — выделение края и центрального поля. При таком решении замкнутой композиции особенно важно найти пропорциональные соотношения центра и края.
Возможен вариант композиции кружева, когда орнамент практически отсутствует. Так к концу XVII – началу XIX в. орнамент тюлевого кружева располагался главным образом по его краю, а на тюлевом фоне остальной части были рассыпаны отдельные мелкие цветочки, бабочки или просто мелкий горошек - «мушки» - так называемый «насыпной» орнамент[2, с. 11].
В Балахнинском музее кружева хранится шарф, в композиции которого использована только клюнёвая решетка и край.
Более сложная композиция включает в себя орнамент на фоне решетки. Возможно дальнейшее деление поля на часть, примыкающую к краю, и центральную с использованием разных решеток.
Край кружева может быть плотным и редким, широким и узким. [5, с. 21]
Простейший прием создания орнаментального ряда края (раппорта) - копирование элемента и его сдвиг по горизонтали и вертикали. Ряд может быть сплошным или с определенными интервалами, которые можно заполнить другими элементами. [1, с. 13,14,15]
Регулярное повторение раппорта только в одном направлении представляет собой линейное построение раппорта, или линейный раппорт.
При компоновке края изделия большое значение имеют масштаб и пропорции раппорта. Масштаб - это соотношение величины раппорта края к размерам орнамента изделия. Пропорции - это соотношение размера элементов раппорта между собой. [4, с. 10]
Композиция края должна быть уравновешена. Равновесие бывает двух видов. Статическое равновесие бывает при симметричном расположении элементов на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы. [4, с. 16]
Если в основу орнаментальной композиции положен принцип неодинаковости и противопоставления элементов по размеру, наклонам, расстоянию между ними (в пределах одного раппорта), ее следует отнести к динамической композиции.
Для достижения выразительности в композиции края немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь элементов. Возможно ритмическое чередование элементов с убыванием или нарастанием каких-либо качеств. [4, с. 20]
При плетении края могут быть использованы все основные (плетешок, насновка, полотнянка, сетка) и дополнительные (паучок, ягодка, отвивная петелька) элементы кружева.
Классификация краев изделий многопарного кружева.
Нулевой край. Нулевым краем можно назвать такой край изделия, который составлен из элементов орнамента. Орнамент такого изделия представляет собой замкнутую цельную композицию. У нулевого края нет раппорта. Примером такого края можно назвать кружево блонды. В блондах цветочный мотив гирляндой украшает край. [3, с. 27] Нередко нулевой край обведён рядом из отвивных петелек, но назвать этот ряд полноценным краем нельзя. В России кружевных изделий с нулевым краем не плели ни в одном промысле.
Простой край. При плетении простого края использован один из основных элементов - плетешок, полотнянка, сетка или насновка. Обычно простой край используют при плетении небольших изделий – манжет, воротничков, салфеток. Чаще всего используется полоса из полотнянки, у которой может меняться ширина. Плетешок и сетка используются гораздо реже. Край из насновок видеть не приходилось, хотя технически это вполне возможно.
Сложный край. К сложным можно отнести любой край, в композиции которого использовано два и более элементов орнамента края. У сложного края обязательно наличие раппорта.
На примере балахнинского многопарного кружева можно выделить несколько видов сложных краев:
-край из полотнянки с присоединенным узким мерным кружевом;
-край из полотнянки, выложенной восьмёркой с заполнением расширенной части;
-край из элементов «денежка», «колечко», «колечко с цветком» или иной формы, отделенных от основной композиции полотнянкой и обведенной по краю полосой полотнянки или плетешком;
то же без внутренней полосы полотнянки, когда решетка приплетается сразу к элементам края;
-то же с усложненной композицией, когда внутренняя полотнянка делает глубокую петлю, заполненную веточкой из насновок с цветком на конце или без него[3, с. 116].
В эти статические композиции для большей выразительности может быть привнесена динамика с помощью смены прямой линии края на волнистую.
Совмещение в одном изделии разных видов краев должно быть подтверждено композиционной необходимостью.
Простые края фактически нежелательно совмещать в одном изделии. Это обусловлено его небольшим размером.
Допустимо использование в одном изделии простого и сложного края, если это необходимо. Подобное сочетание встречается в композиции салфеток на божницы, когда красивый край плетется только на видимой части.
Несколько видов сложных краев чаще всего используются в изделиях, разные стороны которых имеют неодинаковые размеры. В качестве примера можно назвать шарфы. Короткие стороны этих изделий как правило имеют края, композиционно более сложные, чем длинные. Желательно, чтобы оба края имели в композиции одинаковые элементы.
Сложный край украшает кружевное изделие, придает ему законченность и элегантность. Кроме того плотная лента полотнянки или плетешка способствует тому, что такое изделие в процессе носки дольше остается без изменений, край не перетирается и не рвется.
Выводы:
Использованная литература:
1.Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. «Орнаменты народов мира», Санкт-Петербург, Кристалл, 1998
2.Бирюкова Н. Ю. «Западноевропейское кружево XVI – XIX вв. в собрании Эрмитажа», Ленинград, 1959
3.Ведерникова Л. В. «Балахнинское кружево», Н.Новгород, Литера, 2008.
4.Логвиненко Г. М. «Декоративная композиция», Москва, Владос, 2005
5.Шенер Ф. «Кружево. Технология ручного и машинного изготовления», Москва, Легпромиздат, 1990.