Статья опубликована в сборнике XX международной научной конференции "Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии" Санкт-Петербург 2017 год.
Цыплакова Любовь Ивановна
Реконструкция золото-серебряного кружева XVI века по картинам старых мастеров
Reconstruction of Gold and Silver Lace of the 16th Century, Based on Paintings by Old Masters
Аннотация. В данном проекте автором была произведена реконструкция золото-серебряных кружев, которые изображены на одеждах дам и кавалеров с картин художников эпохи Возрождения. В статье описываются золотные нитки, оснастка и приёмы плетения кружев, существовавших в XVI веке. Особое внимание уделено трудностям, с которыми сталкивается реконструктор при попытке воссоздать металлическое кружево.
Abstract. In this project the author has made the reconstruction of the gold-silver lace, shown in the costumes of ladies and gentlemen from pictures of the Renaissanceartists. The article describes the gold threads, tools and techniques of weaving metal lace that existed in the 16th century. Special attention is paid to the difficulties faced by the reconstructor , trying to repead the early metal lace.
Ключевые слова: эпоха Возрождения, реконструкция, картины старых мастеров, золото-серебряное кружево.
Key words: the Renaissance, reconstruction, paintings of the old masters, the gold-silver lace.
В эпоху Возрождения была хорошо развита портретная живопись. На парадных портретах художники тщательно вырисовывали не только лица, но и драгоценности, и ткани, и всё, чем украшена одежда – кружева, золотное шитьё и другие вышивки. Поэтому картины старых мастеров – настоящий клад для реконструкторов.
Однако при первой попытке повторить достаточно несложный узор нарисованного золотного кружева 16 века современными приёмами плетения оно получается не таким, как на картине. Оказывается, что самое раннее металлическое кружево выполняется своими особыми техническими приёмами. Поэтому, прежде чем заниматься реконструкцией, сначала необходимо узнать, что такое early lace (раннее кружево), откуда и когда оно появилось и как его надо плести.
Первые картины, на которых явно изображено золотное кружево, были написаны во 2й половине 15 века. Одна из наиболее ранних – картина Андреа Мантенья «Принесение Христа во Храм» датирована 1460 годом. Кружево здесь украшает одеяние священнослужителя.
Установлено, что коклюшечное кружево появилось в результате длительного усовершенствования сквозной вышивки, превращения его в игольное кружево, а потом оказалось, что плести несколькими нитями сразу быстрее, чем одной. Можно предположить, что льняное и металлическое коклюшечное кружево стали плести практически одновременно, только из-за разницы в свойствах нитей вырабатывались разные приёмы плетения.
В Италии 16 век – это эпоха Возрождения, в стране все виды деятельности на подъёме, в том числе и в творчестве, и в ремёслах, поэтому именно здесь наибольшая вероятность появления чего-то нового, в частности и нового кружева. Но есть и другое мнение, что коклюшечное кружево существовало и ранее в виде домашнего деревенского бессколочного freehand кружева, однако автору не попадались упоминания о таком кружеве в какой-либо стране ранее 16 века. Думаю, оно появилось после распространения итальянского кружева по разным странам, проникло и в крестьянский быт. Freehand кружево существует и поныне в некоторых странах Европы, а в России известно Михайловское численное кружево.
Золотные и льняные кружева мирно сосуществовали, выполняя разные функции в украшении одежды. Более массивные блестящие золото-серебряные кружева хорошо смотрелось на тяжелых тканях – бархата, парчи, аксамита, поэтому его нашивали в виде позумента на лифе, часто в несколько рядов, на рукавах, вдоль разрезов верней юбки. Легкие ажурные льняные кружева шли по краям круглых воротников ruff , делая их более воздушными, ими украшали рубашки. Количество золотного кружева на одежде определялось статусом человека, поэтому первые кружева были с простым геометрическим рисунком, т.к. их ценили не за изящество рисунка, а за ценность дорогих золотных ниток.
Металлическими кружевами украшались также ткани литургического назначения и одежды священнослужителей.
Материалом для плетения золотного кружева является металлическая нить, которая в 16 веке представляла собой сердцевину из непряденого шелка, обернутую серебряной или серебряной позолоченной расплющенной проволокой, иногда медной, покрытой золотом или серебром. Полоска обвивала сердечник в S-направлении (направление серединки буквы S). Из-за мягкой шелковой серединки металлические нитки были хотя и толстые, но гибкие, поэтому хорошо огибали друг друга и затягивались [1]. Такие пряденые золотные нити существовали с начала тысячелетия.
Были ещё и так называемые «венецианские» нитки, у которых на ту же основу из шелка наматывался позолоченный пергамент. Аналогом их в наше время можно считать нитки типа японских, у которых обмотка из позолоченной синтетической плёнки.
Подушки для плетения использовались разные – и цилиндрические валики, и плоские, в зависимости от традиций в регионе. В литературе упоминается ещё один из видов оснастки – это доска с заранее просверленными отверстиями, в которые при плетении вставляли фиксаторы кружева, которыми могли служить не только булавки, но и рыбьи кости, шипы, щепки. Коклюшки применялись с утяжелениями на концах, чтобы они хорошо натягивали металлическую нить. Булавки в 16 веке были толстые - примерно 1,2 мм, зато они могли хорошо удерживать толстые нити, а главное, оформлять красивое круглое пико.
По внешнему виду кружева, встречающиеся на портретах 16 века, можно разделить на 4 группы:
1) узкая тесёмка,
2) плетешковое кружево (самое раннее в виде диагональной решетки), которое часто украшается рядами пико от 1 до 4 с каждой стороны,
3) составное кружево, где по центру идет плетешковое широкое кружево, а по краям узкое 1-го вида,
4) узкие зубчатые краевые кружева.
Первые металлические кружева были freehand кружевами, которые зачастую плелись без нарисованной схемы, по образцу. Существовало ряд приёмов, позволяющих удерживать кружево на месте при плетении. Вот один из них: в месте пересечения двух пар они сплетаются не спс (сплести-перевить-сплести), а спспс, когда разные пары меняются одной ниткой, что при затяжке позволяет держать центр без булавки [2].
В металлическом кружеве по-особому делается пико. Оно производится путём вытяжения из плетешка крайней нити без перекручивания и закрепления её толстой булавкой. В 16 веке ещё не было насновки, а украшающим элементом вместо неё служили ряды пико друг за другом. При тех толстых и гибких нитях, что были раньше, элемент получался плотным и широким (похожим на насновку). До 17 века не было и полотнянки.
Во времена эпохи Возрождения было повальное увлечение всеми видами рукоделия, поэтому даже именитые художники рисовали узоры, которые печатались в книгах узоров. Известны по крайней мере три книги узоров специально для кружев - Le Pompa-1, Le Pompa-2 и Nuw Modelbuoch.
«Золотым» веком золотного кружева были года между началом 16века и серединой 17 века, затем мода изменилась, и золото-серебряным кружевом украшалась одежда лишь для редких торжественных случаев, например, коронации. В 17 столетии изменились приоритеты у художников; стало больше внимания уделяться передаче внутреннего мира человека, а одежда рисовалась более обобщенно, поэтому стало невозможно разобрать узор кружева, а значит, сделать реконструкцию.
В 16 веке в России своего золотного кружева ещё не было, хотя оно и пользовалось большим спросом. Откуда же оно поступало? Италия, основной производитель кружева, не торговала напрямую с Россией, т.к. в 16 веке всё побережье Черного моря было занято Османской империей. Торговля велась через посредников, в основном английскими и голландскими купцами морским путем через Белое море не ранее 2й половины 16века.
А своё металлическое кружево у нас стали плести предположительно в 20х годах 17 века. В 1625 г. в Царицыной Мастерской палате было уже 10 кружевниц [3, c.22]. Естественно, что предварительно на организацию кружевной мастерской и обучение мастериц кружевоплетению ушло несколько лет. Металлические кружева c ширинoк 1670х годов похожи на ранние итальянские, но с вплетенным жемчугом.
В настоящее время в музеях европейских стран, США, Австралии сохранились металлические кружева 16 века итальянского типа, поэтому там они изучаются и реконструируются. Автору известны по крайней мере три исследователя, которые выпустили книги, посвященные early lace:
Лена Дахрен из Швеции в 2010г. выпустила хорошо иллюстрированную книгу о золото-серебряном кружеве 1550х – 1640х годов [4].
Розмари Шепхелд из Австралии в своей книге о раннем кружеве поместила также рисунки нескольких кружев и описание их плетения [5].
Джилиан Дай выпустила несколько брошюр о золотном кружеве по материалам музеев Великобритании [6].
В интернете есть группы, объединяющие людей, желающих выплетать раннее кружево по старинным книгам узоров 16 века. Для них выпускаются сколки этих кружев вместе с рекомендациями по их плетению [7].
Поскольку наши музеи не располагают большими коллекциями металлического кружева в пределах 16 столетия, то у нас нет и исследователей, специализирующихся на раннем кружеве.
Трудности реконструкции раннего золотного кружева:
1. На эту тему нет книг или публикаций на русском языке, а также достаточного материала для изучения в фондах музеев нашей страны, поэтому приходится выплетать образцы по картинкам или фотографиям.
2. Отсутствие металлических ниток, аналогичных ниткам 16 века:
во-первых, трудно найти нитки той же толщины, что и ранние. От толщины ниток зависит и ширина кружева, как в любом freehand кружеве, который плетется по счету ниток;
во-вторых, в известных мне металлизированных толстых нитках сердцевина льняная, х/б или из бумаги, а не из мягкого шелка;
в-третьих, современные нитки имеют Z-крутку, но т.к. металлические кружева имеют многочисленные пико, лучше иметь S-крутку, которая препятствует разворачиванию пико.
3. Недостаток общения с единомышленниками, которые так же занимались бы историческими золотными кружевами, для дискуссий и обмена опытом.
В течение первых двухсот лет существования кружева было испробовано много разных технических приемов плетения, от некоторых потом отказывались, другие получали признание. Историческая реконструкция расширяет наши знания о приемах плетения кружев, интересные забытые техники могу вновь возродиться. Интересно было бы использовать узоры коклюшечного кружева из книг узоров 16 века в современном дизайне одежды или создать свое авторское кружево, рисунки которого были бы навеяны старинными узорами.