Выставка резных дел мастера Сергея Соколова «Городецкие картинки» в Музее русского лубка и наивного искусства с 21 марта по 27 мая 2018 г.
В творчестве резных дел мастера Сергея Фёдоровича Соколова самобытное мировидение переплетается с народным искусством. На выставке также представлены предметы декоративно-прикладные творчества Поволжья XIX века: донца городецких прялок, образцы нижегородской глухой резьбы. Соединение в одном пространстве памятников народного творчества и авторских произведений помогает не только наглядно продемонстрировать истоки художественных исканий Соколова, но и еще раз обратиться к вопросу о сложных взаимосвязях имперсонального и субъективного в искусстве.
Сергей Соколов родился в 1960 году в Городце – старинном городе Нижегородской области, который с середины XIX века известен как центр живописной резьбы по дереву. Получил профессию радиомеханика. Но работа телевизионного мастера, которой он занялся после окончания технического училища, не удовлетворяла творческую натуру Сергея Соколова. И он принял судьбоносное решение – попробовать себя в деревянной скульптуре.
Первые художественные опыты относятся к 1983 году – вдохновившись «лесным циклом» деревянной пластики легендарного скульптора эпохи модерна Сергея Тимофеевича Конёнкова, Соколов «достал из поленницы березовую плаху и начал вырезать», не имея при этом ни специального образования, ни инструментов, ни необходимых навыков.
В 1990 году счастливый случай сводит Сергея Соколова с Валерием Георгиевичем Зелениным – легендой городецкой резьбы по дереву. Эта встреча стала переломной в жизни художника – после неё он решает оставить работу телевизионного мастера и полностью посвятить себя искусству.
Тщательно и усердно Соколов изучает городецкую традицию, осваивает принципы нижегородской глухой резьбы, знакомится с сюжетами городецких пряничных досок. И в конце 1990-ых годов создает цикл самостоятельных резных панно, где, с одной стороны, прослеживается связь с традиционной резьбой, а с другой – отчетливо и ясно звучит собственный голос мастера.
Выставка «Хапельман & матрёшка», состоявшаяся в Нижнем Новгороде в 1999 году, вдохновила Соколова на создание серии игрушек в городецком стиле. Соколов освоил все три ипостаси городецкой игрушки. Начал с топорно-щепной балбёшки, научился вырезать коней на колесиках и делать игрушку с движением. В итоге разработал авторский «соколовский» тип игрушки, где изображение формируется с помощью резных выемок и раскрашивается цветными морилками.
Еще одна грань увлечения мастера – станковая акриловая роспись на бумаге и дереве.
В каком бы виде искусства ни работал Сергей Соколов, созданные им персонажи всегда отличаются добротой и трогательностью, а сюжетные коллизии хотя и имеют в основе традиционные городецкие мотивы (выезды, посиделки, шествия), но подчас насыщаются историческими реалиями (первомайские демонстрации, корабли с гребным колесом).
Искусство Сергея Соколова «выросло» на плодородной почве городецкой традиции, «впитало» изобразительную систему нижегородской глухой резьбы (образы русалок, львов, сказочных сиринов и других диковинных существ) и приобрело свой авторский голос. Манера Соколова – преобладание мягких, округлых форм, бережное отношение к фактуре дерева, приглушенная цветовая гамма – помогает создать удивительный, уютный, сказочный мир, отличительной чертой которого является то, что игрушка, попадая в руки ребенка, моментально «оживает» и из декоративного украшения интерьера, игрушки-маскота, превращается в персонажа игрового процесса.
Музей русского лубка и наивного искусства
Адрес: Союзный проспект, дом 15а Проезд: станция метро «Новогиреево»
Визитка мастера городецкой резьбы Сергея Федоровича Соколова