ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах»

(опубликована в рамках общественного обсуждения проекта)


Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах» (далее – законопроект) направлен на формирование правовых основ эффективной экосистемы народных художественных промыслов, расширение перечня участников деятельности в сфере народных художественных промыслов и направлений государственной поддержки, введение особой правовой охраны для выражений народных художественных промыслов и запрета на их незаконное использование или иные действия, наносящие вред народным художественным промыслам.

Федеральный закон от 6 января 1999 года №7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ):
не учитывает в должной мере современные вызовы и тенденции, стоящие перед сферой народных художественных промыслов и лучшие мировые практики в этой области,
не содержит положений, направленных на нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с особой охраной традиционных знаний и традиционных выражений культуры, допускаемыми правовыми режимами распоряжения и их использования (в том числе их коммерциализации), не отражает вопросов по охране и защите интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов, в том числе с учетом современных изменений и тенденций в развитии российского законодательства по интеллектуальной собственности и сформировавшейся правоприменительной практике в данной области правового регулирования;
не учитывает все разнообразие и не охватывает весь возможный перечень участников отрасли народных художественных промыслов и деятельности в этой сфере и направлений их поддержки;
не содержит норм, направленных на регулирование научной, образовательной, международной деятельности в сфере народных художественных промыслов;
не формирует мотиваций для эволюции существующих и возрождения утраченных народных художественных промыслов.

Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость в закреплении регулирования достаточно большого спектра общественных отношений в сфере народных художественных промыслов, а также совершенствование понятийной и нормативной базы. Законопроект направлен на создание правовых основ для деятельности по сохранению, развитию, возрождению, продвижению и популяризации народных художественных промыслов.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние Российской Федерации, особый раздел традиционных знаний, которые носят динамичный и развивающийся характер, возникают в традиционном контексте, воплощают черты традиционного образа жизни определенной территории, коллективно сохраняются и передаются из поколения в поколение народами Российской Федерации.

В связи с стремительным развитием видов и форм экономических отношений существенно расширился спектр организационно-правовых форм и видов осуществления деятельности в сфере народных художественных промыслов. Поэтому законопроектом предусмотрено уточнение существующих положений Федерального закона № 7-ФЗ, касающихся таких понятий, как «мастер», «организация» народных художественных промыслов. Введены новые определения, касающиеся таких участников деятельности в сфере народных художественных промыслов, как «автор произведения народного художественного промысла», «саморегулируемая организация народного художественного промысла», «творческая мастерская народных художественных промыслов», «центр народных художественных промыслов», «научно-творческая лаборатория народных художественных промыслов», предусмотрено оказание государственной поддержки не только организациям народных художественных промыслов, но и творческим мастерским, центрам и научно-творческим лабораториям народных художественных промыслов.

В настоящее время благодаря устойчивому тренду моды на все русское растет и интерес к нашим национальным промыслам. К сожалению, рост этого интереса сопровождается растущим объемом контрафакта (поддельной продукции) и недобросовестной конкуренцией. Сейчас российский рынок наводнен товарами, имитирующими изделия российских народных художественных промыслов, которые прибывают, как правило из-за рубежа. Растущий объем таких товаров в обороте представляет серьёзную угрозу для отрасли с большой долей ручного труда, что не позволяет использовать весь потенциал развития добросовестным производителям отрасли. Даже предприятия народных художественных промыслов, имеющие в России 100-процентную узнаваемость своей продукции, испытывают существенное давление контрафакта и снижение продаж.

Российские предприятия народных художественных промыслов, как правило, обладают правами на ряд объектов интеллектуальной собственности, защищающими как само название промысла – зарегистрированное наименование места происхождения товара, так и созданный ими дизайн изделий. Однако в настоящее время возникают сложности с предотвращением и пресечением ввоза и продвижения на российском рынке товаров, имитирующих изделия народных художественных промыслов, и нетрадиционных для народных художественных промыслов товаров с использованием выражений народных художественных промыслов (чаще всего орнаментов художественной росписи).

Такие обстоятельства связаны, в частности, с тем, что предприятиям народных художественных промыслов, сейчас явно недостаточно предусмотренных российским законодательством инструментов интеллектуальной собственности, а существующие механизмы защиты прав на имеющиеся у них объекты интеллектуальной собственности в силу специфики продукции данной отрасли в недостаточной степени способствуют эффективной защите прав предприятий народных художественных промыслов от таких проблем.

Это приводит к пониманию того, что необходимо дополнительные правовое регулирование и защита соответствующих общественных отношений в сфере народных художественных промыслов, чтобы не привести отрасль народных художественных промыслов к исчезновению.

Совместно с рабочей группой с участием представителей Государственной Думы Российской Федерации, Роспатента, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций отрасли народных художественных промыслов, специалистов и экспертов проработаны с учетом рекомендаций Всемирной организации по интеллектуальной собственности, принятых на Сороковой сессии Межправительственного комитета по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору ВОИС (Женева, 17-21 июня 2019 года) и учтены при разработке законопроекта положения (главы 3-5), включающие:
комплекс юридических норм и положений, обеспечивающих особую правовую охрану художественно-стилевых особенностей народных художественных промыслов, предусматривающий регистрацию права на художественно-стилевые особенности народных художественных промыслов за государством и дальнейшую передачу права их использования третьим лицам;
механизм защиты легальных производителей изделий народных художественных промыслов от незаконного заимствования (использования) третьими лицами в коммерческих целях художественно-стилевых особенностей народных художественных промыслов и графических образов на продукции, как выдаваемой, так и не выдаваемой за продукцию народных художественных промыслов;
создание и ведение комплексной базы данных (реестра), включающей графические образы народных художественных промыслов (и/или их совокупности) с последующей возможностью ее использования таможенными
и правоохранительными органами при реализации мер по противодействию обороту продукции, имитирующей изделия народных художественных промыслов;
создание федерального фонда защиты, сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел, представляющего интересы государства при осуществлении прав, связанных с использованием художественно-стилевых особенностей народных художественных промыслов, созданием и ведением комплексной базы данных (реестра), включающей графические образы народных художественных промыслов;
создание саморегулируемых организаций в сфере народных художественных промыслов и центров компетенций каждого конкретного промысла на основе ведущих организаций народных художественных промыслов с целью формирования стандартов промысла и комплексного представления интересов его участников.

Например, введены правовые нормы, устанавливающие:
- особый режим и критерии охраны прав на выражения народных художественных промыслов и эффективного механизма их защиты от введения в оборот не являющимися предприятиями народных художественных промыслов российскими и зарубежными производителями продукции, не относящейся к изделиям народных художественных промыслов (К продукции, не относящееся к изделиям народных художественных промыслов, относится продукция, являющееся подделкой или имитацией изделий народных художественных промыслов или являющейся товарами, не входящими в традиционные группы товаров, с незаконным использованием выражений одного или нескольких народных художественных промыслов (Примечание: определение сформулировано П.Т.), а также порядка контроля качества изделий народных художественных промыслов, выпускаемых предприятиями народных художественных промыслов;
- положение о субъектах права на выражения народных художественных промыслов и уполномоченном (-ых) лице (-ах) по управлению правами на выражения народных художественных промыслов;
- условия и порядок регистрации выражений народных художественных промыслов (в том числе уполномоченных лиц по ведению реестров (или баз данных) выражений народных художественных промыслов), а также необходимые для регистрации требования к выражениям народных художественных промыслов (формальные и по существу).

Особое место в законопроекте отведено дополнению положений, касающихся мест традиционного бытования народных художественных промыслов (глава 2).

Сущностной основой народных художественных промыслов являются места их возникновения и бытования. Согласно статье 3 Федерального закона «О народных художественных промыслах» место традиционного бытования народного художественного промысла – «территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы». В соответствии со статьей 9 вышеуказанного закона границы мест традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. В настоящее время ими законодательно закреплено порядка 1900 мест традиционного бытования народных художественных промыслов в 67 регионах Российской Федерации, их них 760 уникальных населенных пунктов. В местах традиционного бытования, по оценкам, проживает более половины населения Российской Федерации (в том числе 500 тысяч - мастера народных художественных промыслов и ремесленники), функционирует около 300 предприятий народных художественных промыслов.

Каждое место традиционного бытования - это сложный, исторически сложившийся и развивающийся организм, создающий предпосылки для возникновения и развития того или иного народного художественного промысла. Ему присущи свои художественные традиции, своя система материально-технических и образно-выразительных средств, культурно-духовных ценностей, составляющих специфику местного искусства и формирующих уникальность народного художественного промысла. Именно в этих местах сконцентрированы преобладающая часть объектов материального и нематериального наследия России, и, по сути, данные территории являются главными хранителями российского «культурного кода». А народные художественные промыслы – это не только набор технологий, приемов, отдельных внешних элементов, а взаимосвязанная и определенным образом упорядоченная система, основанная (в первую очередь!) на укладе бытования данной территории, в которой изменение даже в одном элементе влечет перестройку и качественные изменения всей системы. Таким образом, учитывая специфику отрасли народных художественных промыслов, её тесную сопряженность с традициями территории и основными носителями этих традиций – жителями мест традиционного бытования, существующим укладом жизни, задачи сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов неразрывно связаны с необходимостью сохранения и развития мест их традиционного бытования.

Сложившаяся же в настоящее время практика государственной поддержки отрасли народных художественных промыслов в основном базируется на точечном субсидировании предприятий народных художественных промыслов. Анализ результатов многолетней практики реализации поддерживающих мер только в отношении субъектов хозяйственной деятельности отрасли указывает на невозможность получения полноценного эффекта без решения задачи сохранения, возрождения и развития веками создававшихся народных художественных промыслов не только в отраслевом, а в комплексном территориальном аспекте и выработки мер комплексной поддержки не только предприятий отрасли народных художественных промыслов, но и мест их традиционного бытования. Ситуация усугубляется тем, что происходит утрата исторических производственных мощностей и территорий отрасли народных художественных промыслов. Местные органы власти, пытаясь в одиночку решить свои локальные проблемы, зачастую вынуждены позволять перепрофилировать производственные комплексы и исторические производственные территории под непрофильные (а иногда и совсем чуждые) виды деятельности, что способствует утрате веками сложившихся производственных и культурных традиций российского народа.

В связи с этим законопроект предусматривает введение отдельной главы (глава 2), направленной на развитие мест традиционного бытования, получения ими статуса «территорий сохранения и развития традиций и уклада бытования».

Предусмотрено введение главы 5 (статьи 19-27), которая регулирует отношения и режим предпринимательской деятельности в местах традиционного бытования, получивших статус «территорий сохранения и развития традиций и уклада бытования», меры поддержки народных художественных промыслов на таких территориях.

Кроме того, в законопроекте предложено ввести в 7-ФЗ главу 6, посвященную обучению народным художественным промыслам, системе подготовки кадров и научным исследованиям в этой сфере, а также главу 7 «Культурный обмен и международные связи».