МЕРИНОВСКАЯ МАТРЕШКА

"А родилась куколка нового облика в Семеновском уезде в старообрядческой деревне Мериново, расположенной на берегу живописного Керженца.

Как гласит молва и свидетельствуют исторические факты, потомственные мастера-игрушечники Майоровы и Вагины начали делать деревянных куколок приблизительно с 1922 года. Аверьян, сын Дорофея Вагина, одного из старейших мериновских токарей, признанных мастеров, в 96 лет увидел забавную деревянную куклу, привезенную его сыном Иваном из Нижнего Новгорода и, очевидно, по достоинству оценил диковинное изделье и благословил детей и внуков на дело. Стали делать Вагины игрушки, а дети Ивана – Евдоксий, Перфил, Капитолина, Анна и Александр – расписывать каждый на свой манер. Вагины старались подражать сергиевопосадским мастерам. Особенно удавались усатые мужики Перфилу, эдакие получались куклы-смешинки, залихватские мужики.

Другой мериновский мастер, Арсений Федорович Майоров (1885–1937), в 1922 году купил такую куклу на Нижегородской ярмарке (по другой версии, он привез ее из самого Сергиева Посада). Как вспоминала его дочь Елизавета, сергиевопосадское бельё – нераскрашенную точеную форму деревянной куклы – расписала анилиновыми красителями старшая дочка Майорова, Люба, нарядив ее в старинный кокошник и снабдив чудными алыми цветами на сарафане. Майоровы старались все делать по-особому, никому не подражая. Дочери А. Ф. Майорова, Елизавета и Зинаида, стали расписывать матрешек по-мериновски, наряжая их в яркие платки и изображая на груди красочные букеты.

Начали таких куколок изготовлять Кабановы, Жидковы, Огурцовы и многие другие односельчане. На протяжении двадцати лет мериновская матрешка лидировала в Нижегородском крае, успешно конкурируя с привозной продукцией. Постепенно выработалась своя мериновская форма, отличающаяся от более приземистого московского прототипа, сформировался своеобразный стиль росписи цветов (по легенде, заезжий художник Кузнецов виртуозно выписал ветку цветка, ставшего для мериновцев образцовым, то есть, традиционным).

Технология изготовления матрешки непроста, до 20 дней идет процесс, и последовательность всех операций отрабатывалась не одним поколением мастеров. Во-первых, древесину для изделий, как правило, заготавливают зимой или очень ранней весной, пока нет сильного движения сока. Во-вторых, выбрав дерево, его распиливают на бревна, с него снимают кору, оставляя несколько колец, и торцы замазывают глиной, чтобы дерево при высыхании не растрескивалось. Просушивают бревна в штабелях в течение двух или трех лет до определенной влажности в проветриваемом помещении или под навесом. Опытный мастер по запаху может определить, когда древесина готова для дела. Форму матрешки вытачивают только из хорошо просушенной, выдержанной липы или другой лиственной породы. В-третьих, вытачивание матрешки требует от токаря сноровки и точности движений резца. Черновая обточка заготовки делается резцом в виде трубки-ложки, уточняется форма плоскими резцами – стамесками или косяками, внутренняя полость вытачивается резцом наподобие крюка, а начисто по внешней стороне работа ведется заостренным, напоминающим единицу, резцом. Мастер обрабатывает болванку сразу под несколько матрешек, затем готовую форму, еще не снимая со станка, зачищает шкуркой и лишь затем отделяет изделие от основной болванки. Первой вытачивается самая маленькая цельная куколка. Затем, как правило, вытачивается нижняя часть матрешки побольше, она хорошо высушивается, то есть выдерживается при комнатной температуре, а затем относительно нижний части точится верх.

Прежде чем расписывать, форму матрешки до трех раз грунтуют крахмальным клеем, чтобы при росписи анилиновые краски не растекались по поверхности дерева и кисть легче скользила при письме. Если при своем возникновении ценилась у матрешки, прежде всего, сама уникальная форма, то у нижегородцев на первое место вышла декоративная роспись, что не было случайным. В здешних лесистых местах с XVII века изготавливали по особой технологии расписную посуду, которая после обжига в печи приобретала золотой оттенок. Знали здесь толк в замысловатом растительном орнаменте – кудрине, что сродни узорам парчовых тканей и богатым тисненным переплетам старинных книг, и травке, идущей как от натурных наблюдений за российским разнотравьем, так и от растительного орнамента на тканях и шалях. Для матрешки выбрали технологию росписи попроще и поскромнее, чем в посуде, куколка-то крестьянская и предназначалась, прежде всего, детям для игры, следовательно, должна быть не трудоемка в исполнении, скромна и недорого стоить.
На поверхность матрешки художницы наводили гусиным пером контур – под роспись тушью по хорошо просохшей грунтовке. Впоследствии стали рисовать стальным пером. Рисовали личико, выписывая брови дугой, широко раскрытые глаза, носик – две точечки, губки, обрисовывали платок с узелком и двумя кончиками, намечали руки, фартучек, красили сарафан и прописывали букет. Роспись цветов на платке и переднике делали анилиновыми (химическими) красками, хорошо растворяющимися в воде, предпочитая красно-алые, малиновые, сиреневатые, синие и зеленые цвета. Основу мериновской росписи составляли крупные цветы, перемежающиеся небольшими колокольчиками, маленькими цветочками из пяти лепестков, бусинками и рябинками, в обрамлении кустистых зеленых листьев, с разживкой черной тушью. Такая манера письма стала характерной для всей деревни Мериново. В заключение матрешку покрывали слоем воска, позднее стали несколько раз лакировать масляным лаком, каждый раз хорошенько просушивая.

Несмотря на то, что мастерицы вроде бы писали с одного образца, у каждой были свои наиболее излюбленные мотивы, формы цветов, колорит. Отличались композиции по ритмической напряженности и по цветовым нюансам. Даже работы одной и той же мастерицы, но разных лет, отличаются по рисунку лиц и орнаменту, словно в каждое время своя мода на матрешку диктовала особу стилистику росписи.

Сегодня Мериново – это дачный поселок, с малым количеством постоянно проживающих селян, и никто уже не точит и не расписывает матрешек.
Старинные мериновские матрешки заняли свое почетное место в Семеновском историко-художественном музее, в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области, в ХПМИ Сергиева Посада и в других сокровищницах народного искусства. К сожалению, анилиновые красители оказались очень непрочными, и краски первоначальных мериновских матрешек выцвели, они потеряли первозданную яркость и привлекательность, а более поздние по времени образцы радуют глаз своей красочностью".


Тамара Георгиевна Корьева восстановила "мериновскую роспись" 2015 г. и в 2016 "мериновская игрушка" признана как народный художественный промысел Нижегородской области (


Книга Н.В. Квач, С.И. Квач. "Нижегородская игрушка"
"Библиотека имени И. П. Склярова "Народные художественные промыслы Нижегородской области " том 8


Нижегородские матрешки:
МЕРИНОВСКАЯ МАТРЕШКА

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЕШКА

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА