Промыслы и ремесла стран-сборных, играющих в Нижнем Новгороде. ДАНИЯ.

Denmark-art.jpgХудожественные ремесла ДАНИИ.
В течение всей своей истории, начиная с древнейших времен, Дания славилась изделиями из янтаря — бусами, ожерельями, браслетами, серьгами, экспортируемыми уже во времена Рима. Об янтаре датчане говорят, что это «твердая валюта страны в течение тысячелетий».

От периода раннего средневековья сохранились предметы кузнечного ювелирного искусства: рукоятки ножей, мечей, ножны, украшения. Они покрыты орнаментом, где сложно переплелись стилизованные фигуры зверей. Металлические брошки и пуговицы с таким орнаментом были распространены по всей стране вплоть до конца XIX в., а в некоторых отдаленных районах бытуют и в наши дни.

Интересны керамические изделия — блюда, горшки, тарелки, пивные кружки, настенные блюда. С позднего средневековья установился традиционный стиль их раскраски, дожившей до начала XX в., а кое-где и до наших дней: по краю сосуда, обычно коричневого или красного, наносили геометрический или геометризированный растительный орнамент.

В резьбе по дереву преобладал орнамент с изображениями животных, но иногда в него вплетали и растительный геометризованный орнамент. Вероятным районом первичного распространения резьбы по дереву, образцы которой известны с XV в., были датские острова и восточная Ютландия, т. е. более лесистые районы страны. От позднего средневековья сохранились сундуки и ларчики с плоскорельефной и контурной резьбой, а также ковши, статуэтки, рукоятки ножей с объемной резьбой. Иногда линии рисунков заполнялись краской, обычно коричневой или красной.

С конца XVI в. резьба по дереву постепенно была вытеснена росписью красками. В росписи по дереву преобладал растительный орнамент. На сундуках, ларях, дверях, стенках кроватей изображали бытовые сценки.

Вязание, ковроделие, плетение кружев и вышивание относятся к очень старым видам датского ремесла, возможно, еще к периоду до раннего средневековья, но расцвета эти отрасли прикладного искусства достигли только после XV в.

Вязанием в средние века занималось все крестьянское население — как женщины, так и мужчины всех возрастов. Вязали в поле, дома, при пастьбе скота или на вечерних посиделках молодежи. Вязание шерстяных изделий распространено в сельских местностях и в наши дни, однако только для личных нужд и в значительно меньшей степени, чем прежде.

Свитеры, кофты, чулки, перчатки издавна украшали геометрическим или животным орнаментом. Недостаток красок для шерсти возмещали подбором контрастов — коричнево-красного цвета с белым, серого с черным.

Для изготовления кружев применялись льняные, шерстяные, а с позднего средневековья — хлопчатобумажные нитки. Наиболее распространено было плетение кружева на коклюшках. В узорах одноцветного, обычно белого, кружева преобладали растительные мотивы. В XIX в. кружева плели главным образом ремесленники. Затем машинное изготовление их вытеснило ручное. В последние два десятилетия предпринимаются попытки возрождения высокохудожественного ручного изготовления кружев.

Художественная вышивка выполнялась на вышивальной раме. В средние века преобладали многоцветные сюжетные вышивки с изображением цветов, зверей и людей, в XIX в.— изображения собачьих и кошачьих голов и растительные орнаменты в сочетаниях с буквенным алфавитом-орнаментом, которым покрывали накидки для постелей, подушек, коврики над кроватями, салфетки.

Распространенным в средневековье видом ремесла и домашним занятием было ткачество. Ткали на станках с вертикальной рамой. Каждая крестьянская семья имела свой стан и ткала для себя полотно, половики, дорожки. Только со второй половины XIX в. домотканое полотно и дорожки стали вытесняться с рынка фабричными, а в XX в. ткацкое ремесло утратило свое значение полностью.

В средние века в Дании существовало и ручное ковроделие. Изготовляли главным образом безворсовые ковры. С XVII до первой половины XIX в. преобладали изящные полихромные рисунки по библейским мотивам. Позже ручное ковроделие было вытеснено фабричным.

Производство фарфора в Дании — самое молодое из всех видов декоративно-прикладного искусства. Его начало относится к 60-м годам XVIII в.*, когда в Копенгагене была открыта фарфоровая мануфактура, где изготовляли сервизы, вазы с пластическими украшениями и раскрашенные фигурки.

Первые изделия выпускали из мягкого фарфора (pate tendre). Они имели эмблему «FV» (датский король Фредерик V), но после изобретения датчанином Францем-Генрихом Мюллером производства твердого фарфора (pate dure) была принята новая марка мануфактуры, ставшая традиционной: три синие волнообразные линии, символ трех водных путей Дании — Зунда, Малого и Большого Бельта, соединяющих Балтийское море с Атлантикой.

Приготовление глазури, красок и метод обжига фарфора были доведены до высокой степени совершенства. Еще в конце XVIII в. был изобретен ослепительно белый состав датского фарфора («девичья масса»). В конце XVIII — начале XIX в. на фарфоре преобладали синий, зеленый и пурпуровый цвета. Изделия покрывали тонкими растительными узорами, имитирующими китайские сюжеты.
С конца XIX в. в разрисовке датского фарфора стали преобладать нежно-блеклые желтые, лиловые, серые, зеленые и голубые погашенные тона. Стиль «модерн» не оказал заметного влияния на датский фарфор. Декоративные сюжеты здесь постепенно приобрели национальный характер; на изделиях из фарфора изображали родные пейзажи (озера, дюны, леса и поля), животных и растения, диких гусей и лебедей, цветы крупным планом и т. п. В XX в. в обиход вошли статуэтки, копирующие копенгагенскую «Русалочку» скульптора Эриксена. С украшениями в виде «Русалочки» стали делать пепельницы и чернильницы. Впрочем, кроме фарфора, «Русалочку» воспроизводят в бронзе и в красках. Этот сюжет столь популярен, что стал едва ли не вторым гербом Копенгагена, и уж во всяком случае, фигурка «Русалочки» считается самым популярным сувениром.

В настоящее время производство датского фарфора сконцентрировано в Копенгагене — в Королевской фарфоровой мануфактуре и на фабрике фирмы Бинг-Грондаль.


ЧМ2018. ПРОМЫСЛЫ и РЕМЕСЛА СТРАН, сборные которых играют в Нижнем Новгороде
источник Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре.
lib7.com/evropa/837-kyltyra-datchane.html