Т. П. Виноградова. Педагог и публицист (статья о В. И. Виноградове) часть 1 - ПЕДАГОГ

Vinogradov-V-I.jpgНИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕДАГОГ И ПУБЛИЦИСТ
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ВИНОГРАДОВ (1856–1902)

Виноградова Татьяна Павловна,
профессор ННГАСУ,
Почетный гражданин г. Нижнего Новгорода

Часть I
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.И. ВИНОГРАДОВА

В Дуденево Василий Виноградов приехал с молодой женой Александрой Александровной. Женившись в 1878 году на круглой сироте, дочери священника А. П. Рюрикова и его жены Александры Александровны, в девичестве Добролюбовой, тетушке Н. А. Добролюбова, он через год делается отцом семейства. Первенец Константин родился в 1879 году. После рождения сына жалование Василия Ивановича увеличилось до 150 рублей в год.

Двенадцать лет проработал В. И. Виноградов в Дуденеве. В этот период у молодого учителя почти каждый год появлялись новые публикации по педагогике, причем печатались они не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве, и в Петербурге. Приходится только поражаться, как интенсивно он работал и как много успевал.

Его первый труд «Педагогико-дидактические советы» вышел в свет в Нижнем Новгороде в 1881 году и был отпечатан в Нижегородской губернской типографии. На обложке указано: «Одобрено Особым отделом Ученого комитета Министерства народного просвещения для учительских библиотек начальных училищ». Эта, казалось бы, незначительная фраза, означала важное для Василия Ивановича одобрение Особого отдела министерства и, пожалуй, во многом определило его судьбу педагога, ведь допущенная к печати книга издавалась и переиздавалась. Так случилась и с работой Василия Виноградова: дополненные и переработанные «Советы» в 1884 году были переизданы уже в Москве (издание наследников братьев Салаевых) под новым названием – «Учебно-воспитательные советы». Таким образом, одобрение первой книги Виноградова Особым отделом министерства являлось большим успехом молодого педагога.

Вспомним, что в то время, когда писались «Советы», сельские школы еще только создавались. Крестьяне присматривались, не очень-то спеша отдавать своих детей в школы. На это время приходится и поворот в обучении крестьянских детей грамоте от буквенно-слагательного метода, то есть часослова и псалтыри, к наглядно-звуковому методу, защитником и страстным пропагандистом которого был В. И. Виноградов. Он считал необходимым показать крестьянам преимущества школьного образования по новой системе

В 1882 году вышел его учебник для начальных школ «Уроки чтения по звуковому способу». В уездном городе Горбатове в типографии Н. К. Невского в 1883 году было напечатано руководство для учителей начальных училищ «Планы объяснительного чтения. Опыт объяснения образцов русской литературы». «Насколько затруднительны были в то время финансы автора «Планов», можно заключить из того, что он принужден был печатать свой труд в уездном городе, куда за 30 верст пешком носил корректуру», – читаем об этом периоде жизни Василия Ивановича в уже цитируемой статье Ф. А. Желтова в «Русском курьере». Заметим, что «Планы объяснительного чтения» были тоже еще раз переизданы, уже в Москве, в 1887 году.

При знакомстве с педагогическими трудами Виноградова убеждаешься, что он был дидактиком, методистом, педагогом-новатором, просветителем, одним из организаторов начального народного образования. В своих руководствах для учителей он обращался прежде всего «к лицам, вполне сочувствующим делу начальной школы, чуждым кабинетных тенденций, к скромным труженикам», именно им он и предназначал свой труд.

Центральное место среди книг В. И. Виноградова занимает его хрестоматия «Родное чтение». Первая часть составлена для детей младшего возраста – начальная после азбуки книга для чтения (издавалась в 1885 году и 1886 году в Москве, издание наследников братьев Салаевых). Вторая часть хрестоматии – для детей среднего возраста, рассчитана на второй год обучения, эта часть тоже дважды издавалась в Москве (в 1886 и 1888 годах). В книгах для детского чтения Виноградова собраны лучшие образцы русской классики.

В предисловиях к своим изданиям Василий Иванович писал, что при составлении книг для чтения он старался «предложить такие литературные произведения, кои никогда не потеряют своей живучести в школе, – произведения наших поэтов-художников Кольцова, Некрасова, Никитина, Пушкина и других».

vinogradov-2.jpgЕще одна интересная особенность «Родного чтения» Виноградова. Книга его имела своего четкого адресата – предназначалась для крестьянский детей, хрестоматия была составлена с учетом их знаний, окружающего мира и одновременно поднимала их до высоких вершин нравственности. При этом Василий Иванович вопреки распространенной традиции представлять деревню нищей и убогой, сложившейся в русской литературе и искусстве, старался при подборе текстов, подобно Венецианову в живописи, показать поэзию деревенской жизни и крестьянского труда. Именно поэтому он включил в «Родное чтение» стихи и отрывки прозы, «чтение которых приводило крестьянских детей в восторг и удивление – как простая будничная жизнь крестьянина попадает в книгу».

Виноградов отдавал себе отчет, что образность классической литературы является своеобразным камнем преткновения при детском чтении. Максимально стараясь преодолеть эту трудность, он параллельно с хрестоматией издал «Планы объяснительного чтения». Главнейшая цель, к которой должен стремиться каждый учитель при обучении чтению, заключается, по его мнению, в том, чтобы «дать возможность читающему ребенку вполне сознательно относиться к читаемому, дойти умом и почувствовать сердцем все то, что мыслили разбираемые поэты».

В своих «Планах» В. И. Виноградов дал подробный образ литературы для детского чтения – хрестоматий и руководств для учителей авторов с подробной характеристикой всех этих книг. Хочу обратить внимание читателя – только одних хрестоматий он разбирает восемнадцать! Среди них такие известные, как «Родное слово» К. Ушинского, «В школе и дома» Н. Бунакова, «Книга для чтения и практических упражнений в русском языке» И. Паульсона, «Наше родное» А. Баранова, «Первая пчелка» Л. Поливанова… vinogradov-3.jpg Причем для каждого года обучения – первого, второго, третьего – им рекомендованы свои книги. Учитель из этой массы выбирал книги наиболее для себя подходящие.

Василий Иванович Виноградов старался пробудить интерес и любовь к книге как величайшему источнику знаний. Распространение полезных книг в народе для него было актом гражданского долга. Вспомним, что и В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов считали, что развитие знаний в народе через распространение книг является могучим фактором, вырабатывающим его гражданское самосознание, а без этого прогресс общества невозможен. В.И. Виноградов стремился к тому, чтобы его книги и хрестоматия были доступными для простых людей, в предисловии к своим изданиям он подчеркивал, что цена их не более 30 копеек.

Труды Виноградова по педагогике, его хрестоматия «Родное чтение» получили одобрение многих солидных журналов, издаваемых в России, таких как «Семья и школа», «Воспитание и обучение», «Русская мысль», «Гражданин», «Народная школа». Я специально назвала эти журналы, чтобы показать, что в конце прошлого века в России было немало периодических изданий, посвященных проблемам педагогики.

За книгу «Родное чтение» и другие педагогические труды в 1885 году В. И. Виноградов был награжден медалью. На левой ее стороне – рельефный профиль Александра III, а на обороте надпись: «За трудолюбие и искусство. Василию Виноградову. 1885». В тот год ему не было еще и 30 лет.
В 1889 году Виноградовы покинули Дуденево. Василий Иванович получил новое назначение – место директора Нижегородской земледельческой исправительной колонии малолетних. Расположена она была за городом, в сегодняшнем Автозаводском районе, недалеко от села Черного, в семи верстах от Гнилиц.
vinogradov-4.jpg

ФОТО Василий Иванович Виноградов с женой Александрой Александровной и детьми.
Фотография А.О. Карелина из семейного архива Виноградовых. Начало 1890-х годов

В. И. Виноградов, имевший уже многолетний опыт работы народным учителем, в колонии внедрил комплексную систему воспитания и обучения подростков. В период с 1889 по 1893 год появились публикации Виноградова, отражающие его деятельность на новом посту. Они же дают представление и о самой колонии. Работа с подростками в ней сегодня во многом видится образцовой: была общеобразовательная школа (сам Василий Иванович преподавал русский язык и литературу), особое внимание уделялось профессиональному обучению, при этом учитывались индивидуальные склонности и желания подростков. Они работали в хорошо оборудованных мастерских – столярной и сапожной, в кузнице, занимались земледелием, садоводством и огородничеством. В общество попечителей колонии входили наиболее уважаемые и состоятельные жители города.
24 октября 1889 года В. И. Виноградов собранием членов Общества Нижегородской земледельческой исправительной колонии был избран делегатом для участия в работе IV Международного конгресса в Петербурге и III Всероссийского съезда представителей исправительных заведений в Москве. В своем подробном отчете об этих поездках Василий Иванович писал, что это избрание нравственно обязано его «с полным старанием и вниманием отнестись к этой командировке и подметить все полезное, что есть в других странах, для дела, которому себя посвятить».

Обобщая опыт зарубежных исправительных заведений, Виноградов делает общий вывод, который интересно привести дословно, – в нем отражены педагогические воззрения самого Василия Ивановича: «Относительно общего впечатления, какое получается при внимательном ознакомлении с заграничными заведениями малолетних, необходимо заметить, что все они поражают численностью питомцев (до 500 человек), а так как массовая численность не всегда подается личному влиянию воспитателей и трудна для субъективного изучения, то во многих заграничных исправительных заведениях мы замечаем развития мер репрессивных, препятствующие развитию сердечных отношений между воспитуемыми и воспитывающими (запирание на ночь в отдельных каюты-спальни, внутренние закрытые дворы заведений, решетки на некоторых зданиях и т. п.)».

Все это, как педагог, Виноградов не приемлет, по его мнению, «при устройстве заведений исправительного воспитания нужно стараться избегать так называемые казарменной системы (I′education «de regiment») и организовывать названные учреждения сообразно с питомцем воспитания «семейного», то есть по системе небольших групп».

Принцип «семейного» воспитания был реализован Виноградовым во вверенной ему трудовой колонии. Она была небольшой, рассчитанной всего на 40–50 подростков. Материнское участие в жизни каждого колониста принимала Александра Александровна Виноградова. Нравственному оздоровлению подростков способствовали и церковь, и законоучитель – Константин Евграфович Цветков. Княже-Михайловская церковь в колонии была построена на средства почетного попечителя Ивана Михайловича Рукавишникова.

В наши дни, когда одной из самых больных в обществе стала проблема преступности молодежи, было бы полезно вспомнить, что опыт перевоспитания юных, вставших на путь преступления, имелся в России и в нашем городе еще в XIX веке.


Василий Иванович ВИНОГРАДОВ