Панно "Всадники" 1991г.

Панно "Всадники" 1991г.

Коновалов Аристарх Евстафьевич - мастер городецкой росписи.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1985г.)

Из книги С.П. Чуянова "Городецкая роспись" :
lit_fond_nxp9.jpg "Это имя хорошо известно всем исследователям народного искусства, его работы репродуцировались во всех мало-мальски значительных изданиях по истории росписи по дереву.
Он был один из тех, кто возрождал знаменитую ныне сюжетную городецкую роспись, определив магистральное направление развития этого промысла на многие десятилетия вперед.

Аристарх Коновалов происходил из семьи потомственных красильщиков. Его дедом был Сергей Федорович Крюков. Крюковы расписывали детские стульчики, коляски, вальки для колочения белья, мочесники.

Детство его прошло в деревне Репино, в доме, где работал его прадед Терентий Беляев.

В курцевскую мастерскую Аристарх Коновалов пришел 30 июля 1936 года. Он застал в ней "стариков" Д.И. Крюкова, Ф. С. Красноярова, П. Д. Колесова. Он был свидетелем того, как И.И. Овешков и эти мастера делали росписи по бумаге, что потом сослужило хорошую службу для развития росписи.
Здесь он встретил своего учителя - Игнатия Лебедева. Это была школа настоящего мастера. Коновалов учился тому, как тот работает с красками, как обращается с кистью, как начинает и как заканчивает работу. Тот открывал ему секреты организации пространства на доске, расположения фигур людей в композиции.

Вскоре Аристарха направляют в Москву. Он работает в экспериментальных мастерских. И в Москве, и позднее в Музее народных художественных ремесел в Загорске, Коновалов реализовывал те знания, которые он получил от старых мастеров.

В 1950 году наступила "эра Коновалова". Он горячо берется за возрождение промысла.

Проявив себя как выдающийся организатор и как незаурядный живописец, Коновалов в то же время был кладезем всевозможных знаний о росписи. Он помнил многое, своей жизнью как бы соединив два века городецкой истории и культуры. И он щедро делился своими знаниями с новым поколением мастеров.

Среди учеников и сподвижников Коновалова были Л. Беспалова, А. Соколова, Л. Кубаткина, Т. Рукина, Г. Тимофеева, Н. Носкова, П. Сорина, В. Черткова."

С. П. Чуянов приводит в книге размышления Мастера, ставшие заветом современным мастерам городецкой росписи:

"Когда я работал в экспериментальных мастерских в музее, один искусствовед говорил мне :"Ну почему старые мастера могли придумывать что-то, а почему сейчас новые мастера не могут этого делать?" Могут и придумывают, но традиции при этом всегда должны сохраняться.
Я признаю правомерными все три направления, складывающиеся в этой области среди мастеров нашего коллектива. Первое - это обращение к темам и сюжетам глубоко традиционным, но весьма емким по способности отразить содержание, близкое и сегодня. Это темы застолий, праздничных выездов, событий, связанных со свадьбой. Темы вечные, не стареющие со временем. Второе направление близко первому, но отличается современным озвучиванием традиционных сюжетов... Третье направление основано на поисках новых тем и сюжетов в самой современной жизни и появлении композиций, ранее никогда не бывалых. Они, пожалуй, наиболее ярко свидетельствуют о большой жизнеспособности нашего искусства, способного находить новые источники вдохновения
".