Федеральный закон "О развитии ремесленной деятельности в Российской Федерации".

26 февраля в Агентстве стратегических инициатив (г. Москва) состоялось обсуждение проекта федерального закона "О развитии ремесленной деятельности в РФ". В совещании участвовали представители федеральных законодательных и исполнительных ветвей государственной власти.

Экспертное совещание обсудило целесообразность принятия Федерального Закона «О развитии ремесленной деятельности в Российской Федерации».

Актуальность принятия закона, его значение (экономическое, социальное, политическое, культурное и для сферы профессионального образования), структурные компоненты федерального закона, определения "Ремесленник, Ремесленник-предприниматель и ремесленная деятельность, её признаки"
были сформулированы в выступлении Андрея Викторовича Ефанова, лидера проекта "Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей"


А.В. Ефанов - директор Научно-образовательного Центра развития ремесленного образования (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург)

Предлагаю для ознакомления презентацию, сопровождавшую выступление:


Актуальность принятия закона

1. Общемировые процессы постепенного перехода к обществу постиндустриального типа, в котором значительный сегмент экономики будет занимать сервисный сектор (по международной классификации это ремесленный сектор, торговый сектор и деятельность лиц «творческих профессий»)

2. Значительное количеством занятых (как зарегистрированных, так и незарегистрированных предпринимателей индивидуального труда), фактически выполняющих деятельность ремесленников- предпринимателей (почти 5 млн. чел.)

3. Наличие более чем тысячелетнего исторического опыта становления и развития ремесленной деятельности в России, в том числе опыта законотворчества в 18 - начале 20 вв.

4. Зарубежный опыт правового и организационного регулирования
ремесленный деятельности во многих странах, в системе межгосударственного взаимодействия (ЕС, ВТО).

5. Наличие в российских регионах элементов ремесленной
инфраструктуры, в более чем половине субъектов РФ работают общественные ремесленные организации и общероссийского координационного органа в лице ремесленной сферы Ремесленной палаты России.

6. Отсутствие в России государственно-общественного института
«ремесленничества», легитимности открытия и ведения ремесленной деятельности как таковой.

7. Большой опыт разработки в течении последних 10 лет
законопроектов о ремесленной деятельности и их обсуждение.

8. Наличие российского законодательство в области развития малого и среднего предпринимательства, в котором, косвенно, отражается факт наличия ремесленной деятельности (ст. 23 ФЗ), но дающего не столько «зеленый свет» для ее развития, сколько скорее порождающего проблемы для всего ремесленного сектора (в регионах что такое «ремесленная деятельность» сложилось разное понимание.

9. Опыт международных образовательных проектов подготовки
специалистов по ремесленным профессиям нового типа (ремесленник = рабочий высокой квалификации + технолог + предприниматель).

10. Массовый вид профессиональной деятельности не имеет ни отраслевых наград, ни почетных званий, не решаются вопросы социальной значимости и престижа данных профессий, без которых крайне трудно приобщить молодежь к ремесленной деятельности.

11. Главное совпадение сути законопроекта с политическим и социально-экономическим вектором развития страны, в части следующих тенденций:
- увеличение региональной и муниципальной автономии, в том числе финансовой;
- формирование экономики как сетевой, распределенной модели;
- возрастание роли общественных институтов;
- ориентир в социально-экономической политике на человека труда, в частности, предполагается создание к 2020 г. 25 млн. рабочих мест, из них ремесленный сектор может дать до 10 млн. рабочих мест.


Значение федерального закона о ремесленной деятельности
Экономическое значение:
1)средства к существованию широкому слою населения
2)наполнение товарами потребительского рынка
3)создание конкурентной среды для крупного и среднего бизнеса
4)увеличение собираемости налогов
5)будут запущены процессы развития и саморазвития сектора малого производственного предпринимательства
6)решение проблема ВТО в части защиты в хозяйственных спорах, продвижение товаров за рубеж.
Значение федерального закона о ремесленной деятельности
Социальное значение:
1)расширение среднего класса
2)статус и признание
3)занятость и самозанятость
4)развитие «проблемных» территорий: районов Северного Кавказа, небольших населенных пунктов и моногородов
5)расширение жизненного и профессионального пространства для личностной самореализации молодого поколения.
Значение федерального закона о ремесленной деятельности
для сферы профессионального образования:
1)возможность ввести профессиональные и образовательные стандарты по ремесленным профессиям
2)создание нового вида профессионального образования - ремесленного образования
3)обеспечение подготовки выпускников к условиям рыночной, меняющейся экономики.
Значение федерального закона о ремесленной деятельности
Политическое значение:
1)укрепление стабильности и устойчивости государственных и общественных институтов
2)решение вопросов кадровой безопасности страны.
Значение федерального закона о ремесленной деятельности
Культурное значение:
1)возрождение и развитие народных и художественных ремесел
2)сохранение историко-культурных традиций страны
3)развитие туризма.

Структурные компоненты федерального закона

1.Цель принятия закона и его основные категории: ремесленная деятельность, субъекты ремесленной деятельности, мастер-ремесленник, ремесленное клеймо, ремесленный реестр, инфраструктура сферы ремесленничества, политика в области ремесленной деятельности и др.
2.Перечень ремесленных видов деятельности, которая вводится специальными дополнениями к ФЗ на основе классификаторов ОКВЭД и ОКУН.
3.Характеристика организаций инфраструктуры ремесленничества: ремесленных палат субъектов федерации и Ремесленной палаты России.
4.Характеристика государственной политики в области ремесленничества и разграничение полномочий между федеральной и егиональными властями в области развития ремесленной деятельности.
5.Понятие ремесленного образования и его особенности.
Ремесленная деятельность

вид производственной и/или предпринимательской деятельности по производству товаров (работ, услуг) преимущественно потребительского назначения малыми партиями, в том числе по индивидуальным заказам, с использованием специальных знаний, навыков, технологий, в том числе высокопроизводительного оборудования.

Признаки ремесленной деятельности

1. Создание материального продукта (услуги).
2. Ручной квалифицированный труд.
3. Изготовление по индивидуальным заказам (малые партии).
4. Малые производственные формы.


Ремесленник - физическое лицо, обладающее профессиональной квалификацией в сфере ремесленной деятельности, подтвержденной документом установленного образца или иным, признаваемым Российской Федерацией документом, внесенное в Ремесленный реестр и осуществляющее ремесленную деятельность в качестве работающего по трудовому договору (контракту) у ремесленника- предпринимателя или на ремесленном предприятии.
Ремесленник-предприниматель - физическое лицо, обладающее профессиональной квалификацией в сфере ремесленной деятельности, подтвержденную документом установленного образца или иным, признаваемым Российской Федерацией документом, внесенное в Ремесленный реестр и в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Разноплановая по своим характеристикам деятельность ремесленника позволяет утверждать, что для российского рынка труда он является работником нового типа. С одной стороны, он - рабочий высокой квалификации, с другой - технолог, умеющий спроектировать процесс выпуска продукции, с третьей стороны - предприниматель, работающий в непосредственном контакте с потребителем, обладающий необходимыми деловому человеку компетенциями (коммуникативные, экономические, правовые), ценящий и уважающий свою профессию и себя в ней.
Спрос на труд данных специалистов в последние десятилетия в нашей стране возрастает, что позволяет, в известной мере, говорить о грядущем ренессансе ремесленничества в России.


Участники совещания поддержали необходимость принятия ФЗ о ремесленной деятельности после его доработки. При этом каждый высказал свою точку зрения на ситуацию, предложил свое видение путей решения существующих проблем, что вызвало определенную дискуссию.

От представителя Агентства Бориса Белкова поступило предложение, которое, после активного обсуждения, было принято участниками встречи:
Доработка и принятие Федерального Закона требует времени.
Есть возможность действовать уже сейчас, включив этот вопрос в "Дорожную карту «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций»".


РЕЗУЛЬТАТ :

Агентство стратегических инициатив поддержало необходимость создания нормативно-правовой основы для ремесленных видов деятельности в России.
В ПРОЕКТЕ большой Дорожной карты «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций».
раздел "Подпроекты и основные мероприятия", пункт 1.1.5.

На данном этапе главное - разработка последовательности шагов по "ремесленной" дорожной карте.

asi_remesl_dorKarta.jpg


СПРАВКА:
Дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Цель проекта: создание сбалансированной системы взаимодействия граждан, бизнес-структур и государственных органов исполнительной власти в области формирования, развития, накопления, воспроизводства, оценки и защиты квалификаций и компетенций в целях создания глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения в кратчайшие сроки.


АПРЕЛЬ 2013
Проект "Дорожной карты" представлен для обсуждения.
Основные мероприятия дорожной карты
Реализация проекта предполагает создание соответствующей законодательной основы для ремесленной сферы: установления перечня видов ремесленной деятельности, разработки профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным профессиям, принятия федерального закона о ремесленной деятельности и ряда других шагов.

Почему я приняла участие в обсуждении этого законопроекта в АСИ?

Считаю, что принятие ФЗ "О ремесленной деятельности" может помочь мастерам декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов получить поддержку государства в ведении своего мини-бизнеса - их сфера деятельности - РУЧНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА не может рассматриваться наравне с "конвейерным" производством или "куплей-продажей", а, значит - должны быть другие условия, в том числе и налоговые льготы.

Мастера мне могут возразить - "мы - творцы, а не ремесленники". Думаю, что это - от современного невысокого престижа этого понятия... Так, может быть, надо поднимать престиж ручного квалифицированного труда? В том числе такого, с которым не справится ни одна "умная машина" - творческого ручного труда Мастера.