Статья о мастере. Васильева Татьяна Александровна.

Жизнь в розовом цвете

С жизненными невзгодами и болезнями каждый человек справляется по-разному. Пессимист падает духом и опускает руки, а оптимист - ищет новый смысл в жизни. Нижегородской художнице Татьяне Васильевой судьба уготовила жестокое испытание - после перенесённого инсульта она перестала различать цвета. Но не сдалась и придумала свой собственный рецепт, как раскрасить чёрно-белый мир яркими красками.

Сам себе мастер

Татьяна, как оптимист и жизнелюб, не любит говорить о болезнях и вспоминать плохое. Добродушная, с ясными внимательными глазами и искренней улыбкой, она встречает нас на пороге своей квартиры в центре города и сразу извиняется: "Я работала, у клея запах специфичный, так что придётся потерпеть...". Мы с фотографом переступаем порог и... оказываемся в музее. Старинная мебель причудливой формы, на стенах - сплошь картины одна другой краше, вышитые талантливыми руками Васильевой.

- Дом 37-го года, специально для военных строили, мой дед в своё время здесь квартиру служебную получил, - объясняет наша собеседница, глядя, как я замерла у огромного, потемневшего от времени ретро-зеркала. - На этом зеркале, а ещё на стульях и шкафах раньше были инвентарные номера...

Татьяна Васильева прожила в этой квартире всю жизнь. Её деда-москвича, который был начальником Харьковского танкового училища, перевели в Горький командовать областным военным гарнизоном, и потом генерал решил не возвращаться в столицу, а осесть в тихой провинции.

- Сколько себя помню, декоративно-прикладное творчество меня с детства привлекало, - Татьяна садится за большой стол, который украшает её же творение - ваза с охапкой вырезанных из бересты цветов с бутонами-завитушками. - Хотя специально я нигде не училась, просто шила куклам платья, потом начала мастерить украшения. Постепенно стала осваивать разные виды рукоделия и в итоге увлеклась художественной вышивкой.

Удивительно, но в молодости Васильева, которая сейчас мастерски вышивает сложнейшие сюжеты, рисовала не очень хорошо. Чтобы поступить в строительный институт, где требовалось точное владение карандашом и кистью, специально пошла на курсы рисования. И восхищалась своими друзьям из "художки": ей казалось, что они рисуют настоящие шедевры...

- После учёбы я стала заниматься городским строительством в "Гражданпроекте", проектировала типовые дома, парикмахерские и магазины для Гордеевки, Молитовки и Верхних Печёр, - говорит Татьяна. - Но недолго - после рождения троих детей работу пришлось оставить, и вот тогда я полностью переключилась на художественное творчество. Делала украшения из кожи, потом искусственные цветы из ткани, но затем душа потянулась к иголке с нитками.

Начинала Татьяна с простой, по её мнению, техники вышивки крестом. Сначала работала традиционно - цветы и бабочки вышивала строго по схемам, но потом поняла, что "креативить" самой гораздо интереснее. В итоге стала вышивать своим уникальным способом - менять размер креста, мешать цвета, причём узор наносила не как большинство, на канву, а сразу на ткань, что значительно сложнее.

- Мне неинтересно следовать правилам, гораздо приятнее создать что-то неповторимое, - улыбается Васильева.

А мы рассматриваем её необычные картины, которые излучают своё особенное настроение. Вот стая разноцветных бабочек, серия "Туфельки для Золушки"... Много миниатюрных картин, но есть и вышивки приличных размеров, над которыми наверняка пришлось трудиться не одну неделю.

- Ну это же такое удовольствие! - Татьяна показывает маленькую картину, где на белом фоне вышит белый же рисунок. - Вот техника "белым по белому", по ней в старину вышивали в монастырях белошвейки. А вот этот пейзаж с прудом я скопировала с китайских скатертей 50-х годов.

Однако несколько лет назад цветной период в творчестве Васильевой внезапно прервался. Ещё молодую женщину, которая вела здоровый образ жизни и никогда не жаловалась на здоровье, сразил инсульт.

Чёрным по белому

Восстанавливаться после тяжелого недуга Татьяне помогали родные и друзья. Пожалуй, самым болезненным последствием удара для художницы стало то, что она потеряла способность различать цвета.

- Я сразу придумала, как выкрутиться из этой ситуации, - спокойно рассказывает она. - Попросила родных подписать мне катушки с разными оттенками ниток. Но всё равно работать с цветом стало сложнее, и я придумала новую технику - чёрно-белую графику.

Татьяна в шутку называет свой стиль "бешеной иголочкой": она вышивает разными техниками, "как рука ляжет", но в итоге получаются эксклюзивные картины, стиль которых до сих пор никто не может повторить. Первыми героинями чёрно-белых картин стали две девушки-красавицы, которых Татьяна подсмотрела на винных бутылках (позднее она возила их на Всероссийскую выставку вышитых картин в Москву). Потом появилась серия офортов, созданных по иллюстрациям известного российского графика Ирины Степановой к произведениям Омара Хайяма. В каждом сюжете - утончённость, стремление к гармонии. Чёрно-белые картины имели большой успех - на одной из выставок всю коллекцию по мотивам 18-19-го веков купили полностью. А потом Татьяне пришла идея создать монохромную композицию Нижнего Новгорода - большую панораму с небольшими отдельными фрагментами. Сюжеты для последних она быстро нашла в путеводителе, а вот саму панораму пришлось искать полтора года.

- Я изучала фотографии Карелина, Дмитриева и в итоге нашла подходящий сюжет, - вспоминает художница. - На создание всей композиции ушло шесть месяцев и почти километр ниток.

В итоге чёрно-белый городской шедевр Васильевой в прошлом году не успевал переезжать с одной выставки на другую, даже висел в здании областного Законодательного собрания. Нижегородским чиновникам патриотический шедевр очень понравился, они даже планировали его приобрести. Но в итоге картины сейчас в запакованном виде хранятся у создательницы за диваном.

В последнее время Васильева редко выставляет свои картины на выставках.

- Недавно я, правда, участвовала в Арт-салоне на Нижегородской ярмарке, но впечатление осталось тягостное, - вздыхает Татьяна. - Стоимость аренды была такой высокой, что многие прекрасные мастера просто не смогли её осилить и отказались от участия. В итоге получилась пошлая барахолка, где среди завалов мёда, косметики и китайских тряпок можно было изредка встретить редкие шикарные произведения художников...

Наша собеседница сетует, что талант нижегородских мастеров почему-то не особенно ценят на родине, поэтому многие художники либо работают "в стол", либо продают свои произведения за бесценок. А ведь некоторые картины пишутся годами!

- Вот в Москве ценят ручную работу, а у нас в Нижнем как-то не замечают, - пожимает плечами Васильева. - Особенно обидно, что власти культуру никак не хотят поддержать. Чиновники находят время, чтобы приехать на открытие новой бензозаправки, а вот недавно прошедшую юбилейную выставку "Галерея ремесел", где были мастера со всей России и много уникальных талантов нижегородского края, проигнорировали. Хотя приглашения мы им присылали. Может, они до них просто не дошли?..

Недавно Татьяна Васильева открыла для себя новый вид творчества: плетение из бересты. Сходила в лес, заготовила бересты на год вперёд и снова начала творить по своим собственным рецептам. За короткий срок наплела целый чемодан берестяных украшений, бус, серёг, древнерусских очелий и огромный хоровод кукол и ангелочков. В перерывах между написанием картин и берестяным творчеством неугомонная художница вяжет из бисера. Когда-то настольные лампы в ресторане "У Шаховского" были украшены именно её авторскими бисерными накидками...

Поразительно, но у этой необыкновенной женщины получается всё, за что бы она ни взялась.

...Она ясно видит только чёрное и белое - для художников это, в общем-то, и не цвета, рисуют они красным, синим, жёлтым и так далее... Но даже при таких условиях можно видеть яркость каждого дня и заставить заиграть мир всей своей жизнерадостной палитрой. Но под силу это лишь настоящему таланту.

Автор: Елена ФЁДОРОВА. Фото Марины ЕРИСКИНОЙ.
Газета "Новое дело" №12 от 25 марта 2010 года.

Публикация о мастере в газете