Нижегородские художники Елена Елюшкина и Александр Пьянков представили в Художественном музее персональную выставку "Древо жизни"
Церемония открытия выставки состоялась 16 декабря 2011 года в Художественном музее на Верхне-Волжской набережной.
На открытии со словами приветствия и с рассказом о творчестве художников выступили:
Наталья Борисовна Соколова – куратор выставки, зав. отделом современного искусства худ. Музея:
Мы открываем выставку в предверии Рождества и тема удивительно совпадает с предстоящими праздниками.
Экспозиция небольшая, камерная, очень эстетичная. Выставка состоит из двух разделов:
это раздел, где представлена резная икона, которая с 90-х годов является основным видом творчества Елены и Александра и
второй большой раздел – это светская тематика.
Необходимо отметить, что орнамент в этих работах это не столько фантазия художника - за всем, что вы сегодня видите, стоит колоссальный труд по изучению традиций старославянских верований, изучение того как они трансформировались в христианские вероучения. И орнамент – он не придуман, он заимствован, он переработан, но его истоки - это всегда русская традиционная христианская культура.
Тоже самое можно сказать об иконах – это не просто нафантазировал художник, создавая орнамент. Это все выверено, не случайно. Своя символика, свое содержание. Здесь есть о чем подумать, что посмотреть и что найти интересное в этих работах. И не каждый современный художник посвятит время изучению этого теоретического пласта в искусстве, что было обязательно для классического искусства.
Александр и Елена - настоящие мастера, потому, что они ищут и изучают истоки, претворяя самое интересное, ценное в своем творчестве.
Хочу обратить внимание на икону «Никола Чудотворец», расположенную в этом зале. Она находится постоянно в селе Сартаково и предоставлена нам для экспонирования в рамках этой выставки. Ценный экспонат, за что мы очень благодарны сегодняшним владельцам этой работы.
На выставке представлены графические работы – это рабочие эскизы. Это важно – сначала рождается образ в рисунке, прорисовывается. Не берется прорись, не берется схема, хотя вы знаете – они есть в древнерусском искусстве, да и в современном. Это - творческий процесс, поэтому мы решили показать эти работы на выставке.
Художникам пожелаем успеха, поздравим их.
Я думаю, вы получите огромное удовольствие от просмотра этй выставки.
Отец Андрей, Нижегородская духовная семинария:
Александр и Елена давно и плодотворно сотрудничают с Нижегородской семинарией, которую я здесь представляю. В их работах чувствуется удивительное мастерство художников – иконописцев. Самое главное, мне кажется, в них видна любовь, сила, глубина и желание познать, прикоснуться к чему-то вечному и прекрасному. К Богу, к людям, которые пошли за ним. Мне кажется, в этом предназначение иконы. Икона призвана зажечь в человека пламя глубокого осмысления жизни.
Этим художникам присуще то, что отличает мастерство от ремесленничества – любовь и пламенное горение души.
Владимир Николаевич Величко, председатель нижегородского отделения Союза художников:
Саша и Лена выбрали действительно необычную технику – резьбы по бересте. Оригинальность их в том, что такой техникой мало кто занимается. В этом их ценность. На всероссийских выставках практически аналогов их работам нет, попадаются очень редко. Это говорит об эксклюзивности их произведений.
Здорово, что они собрали эти три зала. По этим произведениям можно составить впечатление об этих прекрасных художниках.
По поручению министерства культуры Нижегородской области В.Н. Величко вручил благодарственное письмо Александру Пьянкову «за многолетний творческий труд, большой вклад в сохранение традиционного искусства», почетную грамоту Елене Елюшкиной «за творческие достижения, большой вклад в развитие русского национального искусства – резьба по дереву».
Лариса Ивановна Помыткина:
Здесь говорилось уже, что икона, прежде всего, наше средство общения с Богом. Не уменьшая ни в коей мере сакральную значимость этих икон, хочу остановиться на художествености исполнения. Они, действительно, очень связаны между собой. Потому что через духовную красоту, которая воплощается в конкретном образе, в зримом образе осуществляется эта великая миссия Художника на земле. …
Их глубокое погружение в искусство предшественников привело в конечном итоге к очень интересным идеям. Владимир Николаевич прав, аналогов здесь нет Есть резные иконы, объемные. В которых, в первую очередь, барельеф, горельеф. А художники пошли по совершенно другому пути – они сделали плоскостную гравюру, сохранив, тем самым основу канонических образов той великой поры, когда наше искусство пришло к национальному ощущению образов в иконе, к сложению канонов, в котором все-таки плоскостное начало было главенствующим. В этих плоскостных гравюрах, положенных на фон, который просвечивается и видна, не задевая основное изображение, текстура с прожилками дерева, да еще вощеное поверх, что тоже даёт свою глубину. Художники эпохи Возрождения делали лессировки, чтобы изображение играло.
Орнаменты - то, что придает этой иконе и благородность и нарядность Я вот, сколько не смотрела, у них орнамент не повторяется. И любой орнамент ложится на композицию. А композиция абсолютно точно диктует свои нормы и законы, свою внутреннюю логику, свое совершенство. И её просто так выхватить откуда-то не возможно. В начале, может быть, какие-то подсказки существовали. А потом вот это глубокое погружение в мир изумительной вязи древнерусских рукописей привело к тому, что художники уже сейчас свободно этим владеют.
Одна из последних работ - икона "Николая Чудотворца". Я боялась больших размеров. Это иконы, которые предназначены не для большого круга людей, а для себя. «Я смотрю, и на меня смотрит Бог» через эти иконы. Эти иконы предназначены для близкого рассмотрения, в котором видно совершенство каждого виточка. Тут богатство разнообразного технологического и художественного решения. Одно без другого не бывает.
Я знакома с их творчеством. В журнале «Нижегородский музей» мы публиковали их работы. Но каждый раз их видишь в новом контексте …
Это дуэт очень красивых людей – духовно и внешне. Саше больше приходится заниматься технологией, ремеслом, вот этой отделкой. Одно с другим переплетается, я не знаю как у них идет этот дуэт, всем хватает работы. Лена больше на художественную часть обращает внимание. Но так всё сопряжено, слажено, что каждый раз это небольшое произведение требует огромной работы. Я ведь знаю, как они подолгу создают эти произведения.
Хочу похвалить художественный музей – за выбор помещений для выставки – в больших залах они потерялись бы. А здесь разглядывание доставляет истинное удовольствие, которое и есть главное в работах этих художников.
Руководитель центра японской культуры в НН, господин Митихиро:
Поздравляю вас с этим событием. Я начал работать в Нижнем с апреля этого года. И каждый день Нижний Новгород поражает нас, представителей Страны восходящего солнца. И сегодня тоже мы видим лишний пример – я вижу прекрасные работы. И я удивляюсь, видя эти работы – какие-то знакомые моменты, орнаменты в этих работах старейшего нашего искусства. Так что где-то далеко, в далекой давности мы с вами были связаны.
Художник-керамист Валерий Гришин:
Мы сегодня присутствуем на великолепном празднике. Как уже говорил батюшка, искусство Елены и Александра лучезарно, действительно вызывает полную гармонию во всем – изображении ликов святых людей, всего ансамбля. Это трудоемкий и многострадальный труд. Но венчается успехом, как мы видим, колоссальным.
Действительно, удивительное искусство, которое мы наблюдаем. Пожалуй, они в России единственные, которые делают так добротно икону. Как Лариса Ивановна сказала – это графика. А мне кажется это объемным. Мы привыкли видеть икону, писанную на доске. А тут совершенно уникальный подход к этому делу. И они великолепно справляются с этим.
Случайно ничего не бывает. И то, что Татьяна Ильинична Емельянова окамляла тоже вас – это тоже не просто так. Нижегородская земля возрастала в вас. И мы видим результат труда.
Автор работ - Александр Пьянков:
Для нас это очень важное событие – к этой выставке в Нижегородском художественном музее мы долго готовились, планировали как отчет об определенном этапе работы. Поэтому здесь показаны работы как по первым эскизам 90-х годов и заканчивая современными работами, чтобы и самим как-то оценить и показать на суд наших друзей, знакомых.
В современном мире художнику, как человеку занимающемуся творчеством, приходится достаточно сложно и в материальных и моральных аспектах и поэтому нам хотелось поблагодарить всех людей и организации, которые нам помогают и поддерживают нас – администрацию художественного музея – за предоставленную возможность проведения выставки; Нижегородскую духовную семинарию, педагогический коллектив которой на протяжении многих лет поддерживает нас и в духовном и в творческом пути; наш приход, который поддержал идею создания такой иконы (Николая Чудотворца) – мы достаточно долго шли к созданию этого образа; всех, кто представил нам работы для выставки – без вас мы не смогли бы собрать такую большую экспозицию – вы нам всегда помогаете, поддерживаете. Спасибо всем гостям.
Отдельное спасибо – Союзу художников, керамисту В.Гришину – соратнику и наставнику, искусствоведу Л.И. Помыткиной, которая курирует нас в течение многих лет.
Залы выставки :
Но что меня поразило на самом деле - небольшой эпизод:
На разных выставках, думаю, вы часто слышите - не трогайте руками! Я и сама так говорила, опасаясь, что повредят мою работу, неосторожно обращаясь с ней.
Во время знакомства с выставкой я увидела, что одна девушка рукой касается всех икон, как бы ощупывая их. И вдруг я поняла - она не видит и изучает икону руками.
Я отошла, чтобы не услышать, как сейчас ей сделают замечание. И услышала негромкие слова Александра, подозвавшего к себе, как видно помощника - проведи ее по всем работам, расскажи.
Как много сказала мне эта фраза.
Выставка будет работать до 9 января 2012 года.