- Ирина Владимировна, Ваше впечатление от проходящей выставки "Молодые дарования"?
Выставка заявлена как конкурс молодых дарований в области народных художественных промыслов. То есть её возрастной ценз – до 35 лет.
Выставка сама по себе уникальна тем, что первый раз в Нижнем Новгороде собраны практически все варианты народных художественных промыслов. Мы-то гордимся, что у нас больше, чем у других. А тут у нас есть возможность посмотреть – насколько и как больше. На самом деле такое впечатление создается, что нижегородская разветвленная сеть этих промыслов доминирует. Но при этом есть возможность увидеть то, как работает « жостово», резчики по дереву подмосковные, совершенно замечательные, архангельские росписи, которые мы практически не видим. Здесь это представлено очень широко.
Много говорится о том, что промыслы гибнут. Но эта выставка дает представление о том, что все не так драматично. Или не так трагично – драматургия там есть своя, потому что неопределенность статуса художественных промыслов, она, конечно, нервирует и дает неустойчивость. Но такой масштаб, такой размах, такое разнообразие и в то же время последовательное движение по промысловым традициям, что в наше время чрезвычайно важно. Казалось, что все это нарушилось и не восстановимо, не вознобимо. Оказалось, что все это существует. И то, что в свое время единственная в провинции торгово-промышленная выставка-ярмарка произошла именно в Нижнем Новгороде 115 лет назад. Это был некий посыл империи выхода за пределы Москвы-Питера. И сейчас, на наших глазах, происходит, в принципе, то же самое. Тогда этот процесс был прерван радикально. Дай Бог, чтобы то, что мы видим сегодня, оказалось симптомом если не возрождения, то обретения регионами самобытности. Вот это, мне кажется, важно.
- Что интересного среди представленных работ? Что обратило на себя внимание? Или все достаточно привычно?
Мне очень понравилась деревянная резьба. Игрушки, сложные в реализации, но простые в исполнении, когда рычажком все приводится в движение. Вот это вообще-то на фоне LEGO, на фоне компьютеров смотрится архаично, но в то же время есть люди, которые этим увлеченно занимаются, развивают эту тему, что не возможно без потребителя. Значит, есть потребитель! Значит, наши дети будут держать в руках живое дерево, будут крутить эти штучки.
И, конечно, деревянная скульптура подмосковного техникума произвела очень сильное впечатление. Редко кто из скульпторов профессиональных работает так глубоко, серьезно. И только традиция дает ресурс для реализации вот этих вот возможностей. Без традиции начинается мудрование. А когда опираешься на традицию, которой 100, 200, 500 лет - мы не знаем на самом деле сколько - тут и появляются какие-то вещи, которые несут в себе и образ и являются примерами художества.
Много детских работ. Проводились мастер-классы. Именно детям важно руками что-то почувствовать. А без опоры, без образца это сделать невозможно. И вот здесь нам подаётся пример того, что это есть и молодые люди увлечены этим.
***
И мне кажется, что опираться надо на эту материальную часть, которую мы имеем перед глазами – традицию. Исходя из этих предметов, которые мы можем видеть на выставке, мы должны для себя определять – что же такое народное искусство, народная культура. Нужно ли оно?! Везде – нужно. Во всём мире. У нас – не знаю.
***
Мы сами себе ответ дать должны – «народ мы или не народ, любим-не любим землю свою, себя собственно". Вот эти 1000 с лишним участников выставки, мне кажется, любят. Смотришь и преисполняешься пресловутой гордостью!
***
- Насколько удачно выбрано время выставки? Очень жалко, что такие образцы настоящего искусства и могут видеть единицы…
Дело не во времени. Разъехались местные жители, есть туристы – и наши и иностранцы.
Только что в Москве произошла выставка, в прошлом году прогремевшая в Париже «Святая Русь». Нет очередей! На Брюллова были очереди, на Левитана. На биеналле современного искусства просто стояла очередь. Нет народу на «Святой Руси»! Только иностранцы – немцы, американцы, израильтяне.
Наши люди вообще потеряли интерес к собственной культуре. Им внушили давным-давно, что у нас нет своей культуры, что у нас все заимствовано – из Италии, из Франции откуда-то всё привезено. Это – ложь! Но естественно в обществе есть инерция, есть воспитание телевизионное и благодаря этому всему мы не интересуемся собственной культурой.
Полностью интервью будет опубликовано в ближайшее время.